Таиландский остров Панган – то самое «райское наслаждение». Но в последние годы он сильно пострадал от пластикового загрязнения. В 2020 году переселенцы из России сформировали движение «Чистый мир». Они регулярно проводят уборки и экопросветительские мероприятия. Их уже поддерживают не только другие иностранцы, но и администрация острова.
Как русское сообщество спасает тайский остров от пластика, рассказал руководитель движения «Чистый мир» Алексей Савкин. Алексей – журналист, PR-специалист. В 2015 году он совершил кругосветное путешествие и, повидав разные уголки Земли, обосновался на Пангане.
– Как возникла идея создать сообщество «Чистый мир»?
У меня есть любимый дикий пляж, и он был очень грязный. С начала 2020 года я пытался очистить его сам. Каждый раз, когда бывал там, вывозил по два мешка мусора. Но однажды подсчитал и понял: чтобы очистить пляж полностью, мне понадобится лет семь. В мае 2020 года я через Telegram пригласил присоединиться друзей. К моему удивлению, пришло 10 человек. Через неделю пришло 14, потом 18… Неделя за неделей пляж становился все чище, а людей – все больше. Мы начали ездить по разным пляжам острова и очищать их. Потом создали группы в соцсетях. Завели традицию перед уборкой проводить какую-либо духовную практику. Познакомились с администрацией острова. К нам стали приходить не только члены русского сообщества, но и тайцы – жители острова, и другие иностранцы. На прошлой уборке было 60 человек, и мы за час собрали примерно тонну мусора. У нас правило: мы убираем только час, чтобы люди не уставали, не перегревались на солнце.
Но мы понимаем, что боремся со следствием, а не с причиной. Поэтому стали проводить образовательные мероприятия, эковыставки, писать в соцсетях посты о важности экологичного поведения, снимать экоролики. Сейчас запускаем проект «Стекло вместо пластика». Будем предлагать владельцам ресторанов заменить пластиковые бутылки для воды на многоразовые стеклянные. Выпив воду, покупатель сможет вернуть бутылку в ресторан, где ее снова наполнят. Участников проекта мы будем поддерживать информационно, рекламировать через соцсети. Недавно у нас прошла большая экотусовка: мастер-классы по изготовлению сумок из старых маек, лекции, обмен вещами.
– Как вам удалось столько сделать во время пандемии? Разве в Таиланде нет ограничений?
У нас разрешено собираться группами до 50 человек. Мы используем маски (многоразовые, тканевые), соблюдаем социальную дистанцию. Если введут более жесткие ограничения, будем придерживаться их.
До того как появился «Чистый мир», я участвовал в международном движении Trash hero. Его волонтеры тоже проводят уборки и внедряют принципы экологичного поведения. В начале пандемии они приостановили свою деятельность, но сейчас возобновили.
– Как вас поддерживает администрация острова?
Здесь три района и три муниципалитета. Мы познакомились с каждым, выдвинули свои предложения и встретили полное понимание. Во-первых, муниципальные власти помогают нам приглашать на уборки местных жителей: размещают анонсы наших акций на тайском языке в своих пабликах. Во-вторых, предоставляют грузовую машину для вывоза отходов. В-третьих, с их помощью мы хотим сделать экоплакаты на трех языках (русском, английском и тайском) и установить их на пляжах. Там будут призывы типа «Будьте внимательны к природе», «Не оставляйте пластик, он убивает море».
– А куда вы отправляете собранные отходы – на свалку или на переработку?
Во время уборки мы раздельно собираем пластиковые бутылки, стеклянные и прочий мусор. Пластиковую и стеклянную тару отправляем на материк на перерабатывающий завод. Но это только 20–25% собранных отходов. К сожалению, остальные 75% либо захораниваются, либо сжигаются. Поэтому моя мечта – запустить перерабатывающее производство.
Мы познакомились с русскими ребятами с острова Пхукет, которые открыли небольшую мастерскую @whale_tail_phuket и изготавливают из пластикового мусора спортинвентарь, сумки, сувениры. У них несколько станков в небольшом помещении. Я тоже хочу начать с этого.
– Какие еще экологические проблемы вы видите в Таиланде?
Пластиковое загрязнение – это главная проблема. Недавно рядом с островом Самуй нашли мертвого кита. Он погиб от того, что наелся микропластика. Вокруг Пангана осталось мало кораллов, и это тоже влияние микропластика.
Другая проблема – вырубки джунглей под строительство домов. С этим ничего не поделать: людей становится больше, туристическая инфраструктура развивается. Слава богу, здесь есть национальный парк Тан Садет, и его не должны трогать. Иначе это был бы полностью застроенный остров.
– Вы упомянули, что перед уборкой проводите духовные практики. Что это за практики и как они связаны с экоактивизмом?
Один из участников движения предложил привнести в наши мероприятия дополнительный смысл. Внешнее – это отражение внутреннего. Человек, который навел порядок в душе и разуме, лишний раз не возьмет пластиковую соломинку или не купит воду в одноразовой бутылке, а наберет ее на станции фильтрации [это автомат, где в розлив продается фильтрованная водопроводной вода].
В нашем сообществе много интересных людей, и они проводят разные практики. Это и медитация (наблюдение за дыханием), и гимнастика (среди нас есть мастер спорта по легкой атлетике), и лекции по психологии, и практики осознанности.
– Если бы вы могли обратиться ко всем людям, что бы вы сказали?
Я не хочу, чтобы нас считали экофриками. Мы не призываем полностью отказываться от пластика, ходить босиком и есть с банановых листьев руками. Разумное потребление – это другое. Чтобы сохранить природу и исправить экологическую ситуацию, достаточно потихоньку, мелкими шагами, менять свои привычки. Набирать воду в многоразовую бутылку, отказаться от пластиковых пакетов, разделять отходы. Потреблять меньше ресурсов: воды, электричества. Потом начать уделять время уборке не только в своей квартире, но и за ее пределами. Сразу запрыгнуть в чистый мир не получится. Это долгий и постепенный процесс.
С правовой точки зрения к экоактивистам следовало использовать эпитет "российские", а не "русские". Не все русскоговорящие граждане России этнические русские. Или автор поста специально интересовалась этничностью участников акции и удостоверилась, что да, все они себя считают этническими русскими?
Смирнов И.Н. - Историк, этнограф, общественный деятель, ученый европейского масштаба.
Типичный рыжий Пермяк (коми) с характерным пермяцким
выговором — ямщик , везший меня отсюда в Усть-Зулу - на вопрос, не Пермяк - ли он, ответил: "Нет, я Руськой".
Типично рыжий Моторола из Ухты тоже посчитал себя русским и пошел воевать за русских.
типично рыжих и используют.
Ответ от В. Вольфовича.
https://www.youtube.com/watch?v=nOfRtyq51eQ&t=45s
Мы все буряты.https://www.youtube.com/watch?v=sIe9yUZn2-M
Да, хорошо если родители объяснят, а не злые люди.