«Иван». 2003 год. Скульптор – Анна Старцева
Парк искусств «Музеон» вокруг Новой Третьяковки я всегда воспринимал как хранилище курьезов советской скульптуры вроде бесчисленных памятников вождям и прочего монументального ширпотреба, а также как собрание материальных свидетельств неудачных поисков советскими скульпторами «новых форм» в рамках разлагающегося соцреализма и просто как склад элементарно бесталанных работ, которые по тем или иным причинам не были разбиты в мусор и не вывезены на свалку. Одним словом, все памятники и скульптуры, которые Москва удаляла со своих площадей, улиц и из вестибюлей оседали в «Музеоне». Точнее, сначала «оседали», а затем стали «Музеоном».
Потому в этом окружении мне буквально режут глаз вполне добротные и даже талантливые работы, достойные музейного хранения или установки в московских публичных пространствах (очень обидно за авторов). Как, например, этот «Иван». Кстати, это дипломная работа (Анна Старцева заканчивала Суриковский институт). Причем «Иван» настолько понравился преподавателям Анны, что по решению кафедры он был отлит в бронзе. Бронзовым и стоит в «Музеоне».
В последние годы экспозиция «Музеона» пополняется еще и очень качественным скульптурным стрит-артом, и в этом смысле концепция оpen air музея стала еще сложнее и, я бы даже сказал, эклектичнее и хаотичнее. С другой стороны, все это можно окрестить и музейной полижанровостью, и арт-мультикультурализмом, и еще как-нибудь. Одним словом, при посещении «Музеона» вам нужно запастись как минимум четырьмя «настроениями», «душевными состояниями».
1. Умиляться отличным стрит-артом и радоваться удачным селфи на фоне «носорожка» в натуральную величину или гигантского «зайчика» Ольги Муравиной (они на самом деле замечательные в этом своем жанре).
2. Вспомнить о тяготах и ужасах советского тоталитаризма, проходя мимо скульптур вождей-истуканов.
3. Вооружиться всеми своими запасами скепсиса, сарказма и иронии, погружаясь в мир советского монументального ширпотреба, модерного ремесленничества и нелепых поисков «нового» внутри соцреалистической архаики.
4. И при всем при этом не просмотреть, не забыть о своем «чувстве прекрасного», проходя мимо того же «Ивана», памятника Эрьзе Дмитрия Тугаринова или «Рабочего паренька» Андрея Костромитина.