Морозовская улица, она же Розы Люксембург, в дореволюционной Вятке находилась почти на самой окраине города. Здесь располагалась Феодоровская церковь, начальное училище, попечительство о бедных и ипподром. Другие дома на улице были деревянными и полукаменными, а самым известным их жителем был доктор Николай Ионин, друживший с Салтыковым-Щедриным.
Улица Морозовская стала одной из немногих в Вятке, получившей имя в честь исторического персонажа. Однако до сих пор точно не установлено, в честь кого из Морозовых она была названа. По одной из версий, «отцом» улицы был протопоп Хлыновского собора Павел Морозов. В 1613 году он ездил в Москву на Земский собор, избравший на царство первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича. Самостоятельной Вятской епархии в то время еще не было, поэтому не епископ, а именно протопоп (настоятель) Никольского собора Хлынова номинально считался главой белого духовенства.
По другой гипотезе улица названа в честь боярина Григория Морозова, который командовал захватом Хлынова московскими войсками в 1489 году. Священник Александр (Балыбердин) считает, что «тогда и появились в Хлынове “свои” Морозовы, компактно поселившиеся в одной из частей города. Со временем дорога, ведущая через это поселение, стала улицей Морозовской».
В советское время улицу дважды переименовывали: после революции – в 3-ю Советскую линию, а с 11 июня 1923 года – в Розы Люксембург, в честь польско-немецкого теоретика марксизма и публициста. Сегодня на улице осталось лишь два дореволюционных здания, в новое время была уничтожена вся дореволюционная и большая часть советской довоенной застройки.
Улица Розы Люксембург. Впереди — перекресток с ул. Свободы. Большие кирпичные здания слева — фабрика художественных кистей. 1962–1965 гг.
Феодоровская церковь
В самом начале улицы (в районе современного перекрестка с набережной Грина) к 1917 г. по проекту архитектора Ивана Чарушина был построен последний храм старой Вятки — Феодоровский. Его строительство тесно связано с масштабными торжествами, которые происходили в 1913 г. по всей России в честь 300-летия семьи Романовых, поэтому церковь также называли «Романовской». В 1915 г. нижний храм был освящен в честь всероссийской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Российского государства и Царского Дома Романовых. Верхний этаж – во имя Святителя Николая. Приход церкви насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет.
В 1929 г. храм закрыт, было принято решение переоборудовать его под клуб текстильщиков, а в 1930 г. и вовсе под общежитие Стройуча. Интересно, что последним проектом занимался все тот же архитектор Чарушин. Существует версия, что таким образом он хотел спасти храм от разрушения. В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался сборный пункт, она стала военным объектом и была обнесена колючей проволокой. В 1946 г. здание вновь возвращено Русской православной церкви, в нем возобновились богослужения.
В 1962 г. во время антицерковной кампании Никиты Хрущёва храм был взорван. В 2002 г. администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание – начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 г. Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм, что и было сделано в 2007 г.
Вид на Феодоровскую (Романовскую) церковь и дома на улице Р. Люксембург в квартале от Большевиков (Казанской) до набережной Грина зимой. 1950-е – начало 1960-х гг. Фото: Б. К. Лысов (ЦГАКО).
Фонтан «Парящий камень»
В 2018 году в Морозовском сквере на перекрестке улиц Розы Люксембург и Казанской был торжественно открыт фонтан «Парящий камень». Его установили ККС в честь 15-летия работы в Кирове. Сквер благоустроили по проекту поддержки местных инициатив: выложили дорожки из брусчатки, установили освещение, урны и скамейки, оформили газон. На работы потратили 1 млн руб. Сегодня на всей улице Розы Люксембург это единственный благоустроенный сквер.
Фонтан «Парящий камень», 2017 год. Фото: ККС
Розы Люксембург, 15 (снесен)
Место на углу Николаевской (Ленина) и Морозовской улиц с 1903 года принадлежало Григорию Лаженицыну. В начале 1910-х годов он построил деревянный на каменном цокольном этаже дом довольно необычной для Вятки архитектуры. Здание имело парадный вход со скошенного угла, обращенного к перекрестку. Над входом возвышалась декоративная башенка с восьмигранным шатром, который покрывала металлическая черепица. После того как в советское время дом стал коммунальным, башня, кованый навес и фигурные водосточные трубы были убраны. В середине прошлого века здание также получило деревянную обшивку. В постсоветский период дом был снесен, на его месте сейчас располагается «сквер с бегемотиками».
Дом Лаженицына. 1994 г. Фото: Александр Кирюхин.
Сквер с бегемотами
В сквере на перекрестке Розы Люксембург и Ленина в 2016 г. появилась скульптурная композиция «Влюбленные бегемотики». Примечательно, что арт-объект ранее уже был установлен возле одного из торговых центров на улице Герцена. Какое-то время искусственные бегемоты радовали глаз посетителей, затем их убрали. «Влюбленные бегемотики» вызвали неоднозначную реакцию у жителей города. Некоторые кировчане полюбили их, а кто-то, наоборот, считал скульптурную композицию «откровенной безвкусицей», достойной лишь украшать садовый участок, но не центр города. Любопытно, что найти автора скульптуры журналистам так и не удалось.
Сквер с бегемотами. 2016 г. Фото: www.newsler.ru
Розы Люксембург, 20 (снесен)
Полукаменный двухэтажный дом, прямоугольный в плане, с пристроем-тамбуром с юга был построен в середине XIX века для семьи чиновника Василия Размахнина. В 1860-е гг. здание перешло к купцу 2-й гильдии Петру Пушкареву. В это время здесь живет Яков Рождественский — историк, учитель вотских гимназий (1861–1869), воспитанник Казанской духовной академии, где он учился вместе со знаменитым историком и антропологом Афанасием Щаповым.
В 1871 году хозяином дома на углу Морозовской и Вознесенской стал действительный советник Николай Ионин, известный врач, друг ссыльного писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. Дом перестроен в 1895 г., после пожара, уничтожившего библиотеку и архив Иониных, включая письма Салтыкова-Щедрина. Дочь Николая Васильевича, историк и мемуарист Лидия Спасская в 1909 г. продала здание мещанину Александру Бояринцеву, от которого имение перешло крестьянину Тимофею Кривошеину (с 1913 г.).
В 1918 г. новой властью здание передано вятскому лесничеству как коммунальное владение. В 2013 г. дом снесен, его территория вошла в состав масштабного ЖК «Вознесенский».
Дом Размахина, 1989 год
Розы Люксембург, 66
В Вятке начала прошлого века шел активный процесс строительства зданий для училищ. В 1913 г. на улице Морозовской состоялось открытие школы 1-го и 5-го начальных училищ в новом каменном двухэтажном здании. Об авторстве проекта в историографии идут дискуссии, чаще всего называют фамилии Э. К. Нюквиста и И. В. Колачкевича. Архитектура фасадов и интерьера выдержана в стиле модерн, с использованием характерных для него строенных и скругленных линий, масштаба и прорисовки деталей.
В советский период в здании продолжала действовать школа, а в годы войны — эвакуированный в Киров Народный Комиссариат просвещения РСФСР, о чем сообщает мемориальная доска на фасаде здания. В постсоветский период памятник занимал Дом детского творчества (бывший Дом пионеров). В настоящее время здесь работает центр развития творчества детей и юношества «Лабиринт».
Здание училища. 1992 г.
Розы Люксембург, 70
Здесь по проекту Ивана Чарушина в конце XIX века был построен дом для благотворительных учреждений (попечительство о бедных). Это было трехэтажное здание на 50 комнат с домовой церковью. До 1899 года в доме располагалась мужская начальная школа. С 1899-го по 1901-й шли работы по приспособлению здания для попечительства: в 1900 году была пущена местная электростанция, а 5 февраля 1901-го освятили домовую церковь в честь Казанской святой иконы Божией Матери.
В том же году состоялось официальное открытие богадельни, тогда она «призревала до 100 лиц обоего пола и до 40 малолетних детей». Нетрудоспособные граждане, больные и пожилые люди получали квартиру с отоплением, освещением, прислугой, а также питанием и одеждой. При этом они должны были соблюдать достаточно строгие правила поведения, за несоблюдение которых могли исключить.
После Октябрьской революции в доме продолжали жить люди, основная часть помещений была передана под общежитие спичечной фабрики «Красная звезда» и клуб. В 1941 году на второй этаж переехала протезно-ортопедическая мастерская, постепенно все площади здания перешли в ведение протезно-ортопедического предприятия. Оно находилось здесь до 2011 года, а потом переехало на улицу Мельничную. В 2013-м здание бывшего попечительства хотели передать РПЦ, но этого не произошло, поэтому последние несколько лет оно фактически пустует.
Дом попечительства о бедных имени П. П. Клобукова на углу улиц Морозовской и Владимирской, 1910-е годы
Розы Люксембург, 67
Четырехэтажную «сталинку» с необычной лепниной построили здесь в 1953 году. Многие годы на первом этаже здания находился магазин «Книги». Дом известен тем, что, помимо магазинов и жилых помещений, здесь работает историко-краеведческий клуб «Мир». В середине января 2020 года активисты установили на доме табличку с дореволюционным названием улицы Розы Люксембург, что вызвало большой общественный резонанс, и в скором времени табличку убрали с фасада.
Розы Люксембург, 67, 1953–1954 годы. Фото: ЦГАКО
Ипподром, «Поселок горсовета» (снесены)
В конце XIX в. в квадрате современного Октябрьского проспекта, улиц Розы Люксембург, Советской и Дерендяева был построен первый вятский ипподром. Его открытие для публики, сопровождавшееся православным молебном, состоялось 15 января 1899 г. Ипподром был огорожен деревянным забором от улицы, а сама беговая дорожка ипподрома в длину равнялась 375 саженям (примерно 800 м). На территории ипподрома регулярно проводились самые разные торжества и спортивные праздники.
Велосипедные соревнования на ипподроме г. Вятки. 1926 г.
В 30-е годы прошлого века после переименования города в Киров и присвоения ему статуса сначала центра Кировского края, а потом области наметилась острая проблема жилищного кризиса. Растущему населению Кирова просто негде было квартировать. В тот период доходило до того, что переделывали под жилье церкви, подвалы, подсобные помещения, веранды, купеческие амбары.
Было принято решение застроить территорию городского ипподрома. Так в 1936–1937 гг. в квартале Октябрьский проспект - улицы Советская – Карла Маркса - Розы Люксембург по проекту архитектора Евгения Громаковского был построен большой «поселок горсовета» из 27 деревянных двухэтажных домов. Большая часть их была снесена в постсоветский период, а квартал бывшего ипподрома заново застроен многоэтажными жилыми домами.
Перекресток улиц Октябрьской и Розы Люксембург. Вид из окна жилого дома №88 по ул. Р. Люксембург. Слева — здание школы №23 (ныне — школа №44, ул. Р. Люксембург, 87), позднее надстроено на один этаж. Далее — деревянные двухэтажные дома поселка горсовета (построены в 1930-е годы, сейчас все снесены), справа — Октябрьский рынок. 1946 г.
Октябрьский рынок
Один из старейших торговых центров города. Организован в 1943 г., когда в район перекрестка улиц Розы Люксембург и Октябрьской был перенесен т. н. Пупыревский рынок с площади на углу Карла Маркса и Труда улиц. Вятский старожил и писатель Евгений Мильчаков так вспоминал рынок в самом начале его развития:
«Славился рынок шумом, галдежом, руганью, неразберихой… На рынке были два коротких прилавка, на которых местные жители из поселков КУТШО, Латунки, из частных домов, расположенных вдоль железнодорожной ветки на Котлас, выставляли на продажу молоко, яйца, сметану, а в сезон – овощи, зелень, яблоки. Крестьяне из пригородных деревень не любили этот рынок и не приезжали сюда. Большинство продавцов были рабочие Машстройзавода имени 1 Мая, разбавленные коломенскими москвичами и питерскими криновцами. Тащили из цехов всякие железяки, мастерили сами лопаты, мотыги, грабли, скобы, штыри, самокаты на подшипниках… Торговля была бойкой. Вырученные рубли шли на спиртное и минимальную закусь…»
В послевоенный период рынок продолжил свою работу. Новый этап начался в 2020 г., когда стало известно, что на месте старого павильона рынка в Кирове будет построен торговый комплекс. Также планируется выполнить благоустройство территории, создать зоны отдыха и оборудовать парковку на 95 машино-мест. Снос старого павильона рынка начался осенью прошлого года.
Вид на Октябрьский рынок. 1970-е гг. Фото: Б. К. Лысов (ЦГАКО)
Розы Люксембург, 88
На углу улицы Розы Люксембург и Октябрьского проспекта находится один из первых благоустроенных домов-«сталинок» для работников машиностроительного завода. Его строительство шло в 1932–1935 гг. под руководством архитектора Ивана Чарушина. Кирпичный 24-квартирный дом машстройзавода в народе назывался «Директорским», «Начальственным» или «Итээровским». Действительно, в здании получили квартиры руководящие и инженерно-технические работники завода. В 1930-е гг. «Итээровский дом» выглядел весьма внушительно на фоне деревянной застройки, бараков и заводских дровяников.
«Начальственный дом» был одним из последних проектов Ивана Аполлоновича. В конце 30-х гг. прошлого века уже пожилой архитектор отошел от дел и переехал в Ленинград. Но прежде по его чертежам были построены Этээровский дом, Центральная гостиница (1937 г.) и Дом чекистов (1939 г.) Главная черта, объединяющая все три проекта, — это полукруглое завершение фасада с осью, обращенной на угол. В его внешнем облике наблюдается некая совокупность модного до революции стиля модерн (фасад с закруглением на угол улицы) и элементов распространенного в 1930-е гг. конструктивизма (отсутствие декора, огромные окна и выделение лестничных пролетов на фасаде). Сегодня «Начальственный дом» по-прежнему является жилым.