С июня Госдума должна была публиковать на сайте депутатские запросы. На удивление хорошая инициатива: так можно отслеживать, чьи интересы продвигают депутаты, и раскрывать использование запросов в корыстных целях. Но удивительного тут ничего нет, Центр антикоррупционной политики (ЦАП) «Яблока» предлагал то же самое в ноябре 2017 года. «Единая Россия» вначале отказала нам, а после упростила нашу идею и выдала за свою.
При этом старт «запросной» кампании начался только в январе. Нежелание депутатов раскрывать письма объясняется просто: это главный коррупционный заработок для парламентариев. Так, цена запроса в силовые ведомства еще в 2014 году была – 600 тыс. руб., как писали СМИ. В 2017 году торговлю запросами оценивали уже в 10 тыс. долларов за штуку. Наверняка все эти месяцы думцы прятали грехи и устраивали распродажу со скидками.
На запросах ярко отличился депутат Андрей Палкин – он отправлял их в интересах семейного бизнеса. Генпрокуратура просила Думу проверить его четыре года назад, но Палкин преспокойно продолжает заседать, о проверке ничего не слышно.
Есть и примеры одержимости. Наталья Поклонская отправила более 40 депутатских запросов против режиссера Алексея Учителя. Иначе как местью обиженной поклонницы монархизма объяснить эти запросы трудно. А сведение личных счетов с помощью власти – та же коррупция.
Прозрачность – действительно один из лучших способов ударить по коррупции в парламенте. Теневой лоббизм любит приватность, а раскрытие запросов в Интернете сильно ударяет по конфиденциальности. Вернее раскрытие ударило бы, если идею воплотили правильно.
Мы предлагали внести поправки в регламент с точным алгоритмом раскрытия запросов. Ответ был как всегда издевательский: якобы нужно менять федеральный закон. «Будет законопроект, тогда рассмотрим», – ответил Володин. Естественно, ни один депутат на то время такое предложение бы не внес.
Но спустя три года поправка в регламент Госдумы внезапно появилась. И она сама по себе коррупциогенная: обязанность публиковать запросы введена без точных условий, а порядок передан на регулирование комитету по контролю и регламенту.
Так что при желании обойти новую обязанность легко. Тем более сейчас запросов на сайте думы почти нет. Даже фейковый инициатор идеи, депутат Неверов, запросы не публикует.
История показывает, что «Единая Россия» сама ничего, кроме запретов и репрессий, придумать не может. Приходится брать идеи оппозиции и переворачивать так, чтобы окно для коррупции оставалось. Но хорошая новость в том, что изменения все равно приходится принимать. А если у «Яблока» будут депутаты в Госдуме, отмахнуться от здравых инициатив так просто не выйдет.
10 000 $?