Некто стукнул копытом по столу, решив, что «хватит это терпеть», и объявил соратника Навального Леонида Волкова в розыск. Вновь зазвучали вопросы об «этичности призывов к протестам, сидючи за границей» и, соответственно, защищенности от последствий своих призывов. Конечно, тут есть каноничное объяснение, что команда ФБК* (который власти РФ считают иностранным суперагентом) заранее договорилась о том, что на свободе должен оставаться кто-то, кто сможет координировать действия и т. д. Я же хочу зайти к этому вопросу с другой стороны.
Известно, что значительную долю протестующих в этом сезоне опять составляет молодежь (медианный возраст протестующего — 31 год). То есть люди, которые с интернетом и компьютером на «ты».
Известно также, что в России достаточно высокий уровень технооптимизма: у нас он выше, чем в ЕС.
Добавим сюда историю про то, что многие (мое оценочное суждение) вышли не столько за Алексея Навального, сколько из-за возмущения тем сказочным враньем и воровством, которое он вскрывает.
Суммируя, возвращусь к началу реплики и предположу, что вскоре мы можем увидеть (и спокойно сами станем участниками) митинг/шествие, на которое людей призовет и организует какая-нибудь компьютерная программа, созданная специально под эти цели. Главное, она должна будет отвечать на три вопроса:
— За что выходить (причина).
— Как/когда это осуществить.
— Цель мероприятия.
Если эти условия соблюдены, то для основного состава протестующих будет совсем без разницы, как зовут непосредственного организатора — Волков, робот Вертер, Электроник аль Терминатор (2). Не детей же с ним крестить (хотя кто знает).
Центр принятия решений — идти не идти — все равно внутри человека, он сам взвешивает аргументы. И здесь уже неважны внешние и сиюминутные характеристики одного из участников мероприятия.