Все остается людям… Когда уходит человек, которого смело можно назвать подвижником, потому что успел он за свою жизнь сделать много для родного края, – становится тревожно и пусто.
…Вот и отшумела тебе онежская волна, откричали вездесущие чайки, отсветило солнце, отзвенели ручьи, отгремели грозы, отстучали проливные дожди… Закончился твой земной путь…
Когда в Великую Губу пришло это страшное известие, никто не поверил: не может быть! Полный идей и планов человек, энергичный, сильный, всегда бодрый, Владимир Александрович Аверьянов скончался в петрозаводской больнице.
История семьи Аверьяновых
…Корни рода Аверьяновых, а исторически - Оверьяновых - в Заонежье, в деревне Мягкая Сельга. Уже и не скажешь, откуда здесь появился Оверьян со своей молодой женой в конце XVIII века, но разве это важно? У них было много детей, но умирали в младенчестве, зажился один – Пётр. У него с женой Вассой Гавриловной четверо сыновей – Пётр, Иосиф, Тимофей, Иван… У Ивана с женой Анной – семеро, один из них Александр, 1911 года рождения.
Все Аверьяновы жили в Мягкой Сельге, имели несколько домов, хозяйство, пашни, сенокосные угодья… Сословие – крестьянское, род занятий – землепашество.
…Прошло время, многое изменилось. Давно нет деревни, потомки разлетелись по свету, а Александр со своим многочисленным семейством обосновался в Великой Губе. Будучи от природы человеком предприимчивым и трудолюбивым, владел любым крестьянским ремеслом – огород вспахать, дров заготовить, сена накосить, валенки подшить, баню срубить. Все горело в руках! За это и уважали его земляки. В него, как говорят в Заонежье, «выкинулся» и сын - Владимир.
Все молодые люди того времени жили примерно одинаково: школа, армия, потом работа. Не исключением был и Володя Аверьянов: после армии приехал домой, поступил в совхоз «Прогресс» на должность механика.
«Выйдешь на улицу под Новый год, а у Аверьяновых во дворе всегда елочка, вся в светящихся гирляндах, сразу празднично на душе! - говорит соседка Галина Черепова. - Хозяин ее устанавливал специально, чтоб порадовать и взрослых, и детей поселения. А в этом году смотрит дом на село темными глазницами окон: никого! Даже не по себе. Как такое могло случиться? Почему не спасли?»
Аверьянов видел, как тяжело живётся людям, старался по возможности, им помочь
«Никак не хотим смириться! – говорит директор Великогубского МКОУ Ольга Осипова. — Вот опять Масленица приближается… К кому всегда бежали за помощью? К Аверьянову! Знали: поможет!»
Он был очень заинтересован в сохранении образования, медицины и культуры, неслучайно одним из первых защищал от оптимизации школы и больницы. Очень любил сельские праздники, поддерживал молодых активистов, особенно отмечал Жанну Соколову и Яну Чеглакову: «Молодцы, девчонки! Хорошо работаете, люди с удовольствием ходят в клуб, активно участвуют в художественной самодеятельности - ваша заслуга!»
Но и сам он всегда принимал участие в праздничных мероприятиях. Наверное, нет у нас человека, которого не угостил бы Аверьянов чаем со своего огромного медного самовара с сушками и конфетами «Подушечки», ставшими у нас, благодаря Владимиру Александровичу, талисманом любого праздника. Хоть бы когда копейку взял: пейте на здоровье! С праздником, дорогие земляки!
А с каким удовольствием он участвовал в конференции «Федосовские чтения», проходящей в Медвежьегорском районе каждый год! Ни одной не пропустил! Всегда говорил: «Как послушаю доклады земляков — восхищаюсь! Сколько труда! А какой материал! Документы из архивов, редких книг, от уважаемых людей, знакомых мне информаторов!..» И хотел принять участие в конференции, думаю, неслучайно попросил у меня книгу «История Карелии в документах».
Не мог без дела сидеть!
С какими старанием и любовью на прибрежном мысе, благодаря Владимиру Александровичу, «вырос» кораблик «Садко»! Как он радовал односельчан! Еще издали слышны звонкие голоса ребятишек: играли на его «палубе», ныряли, плавали наперегонки!..
Он хорошо понимал, какое значение в мировой культуре имеет явление заонежского архитектурного облика. Носители исторической памяти – наши предки, простые крестьяне. Любая церковь, часовня, старинный дом – одна из вершин русского зодчества. Поэтому Владимир Александрович мог часами ходить по музею-заповеднику «Кижи», вглядываться, любоваться мощью и силой архитектурного фольклора.
Может быть, поэтому он сам взялся за топор! Мало кто знает, а ведь именно Аверьянов срубил новую церковь на остров Кижи для деревни Телятниково. Досконально изучив этот проект, он стал консультантом следующего – церкви в Шуньге. Надо было видеть, с каким упорством и вниманием он пестовал своих учеников – молодых местных ребят. Рубили церкви в Великой Губе, а потом вывозили на место. Такая судьба была и еще у одной, которая «уехала» очень далеко, на берег Енисея.
А как он переживал за брошенную в 2016 году в бревнах церковь прп. Варвары из Яндомозера! «Ведь сгниет она в Типиницах! Болела душа: сруб лежит на земле, ничем не прикрыт!» А когда нанятые Минкультуры горе-мастера реставрировали сруб Варварки в Великой Губе, чуть не плакал. «Лучше бы отдали подряд нашим местным мастерам, они умеют работать с деревом, сделали бы работу на отлично…» – говорил Аверьянов.
Несколько лет он собирал по нежилым деревням брошенные хозяевами при переезде старинную посуду и утварь, мебель, инструменты, рыболовные снасти, даже школьные принадлежности… Упорно шел навстречу своей мечте: созданию в Великой Губе музея крестьянского быта. Экспонатов накопилось много, все они разместились в ремонтно-механических мастерских бывшего совхоза «Прогресс». В любое время он мог провести экскурсию для желающих.
А как мечтал увидеть родное Заонежье успешным, надеялся на его будущее, принимал активное участие в любых подвижничествах земляков, даже самых малых… Неслучайно с ним сотрудничали общественные организации и музей-заповедник «Кижи».
«Аверьянов — очень надежный партнер, очень отзывчивый - говорит директор музея Елена Богданова, сыновья такие же, надеемся, что продолжат дело отца».
Владимир Александрович не пил, не курил, осуждал излишества. У него пятеро детей, все взрослые, у всех семьи, свои дети… Горе утраты огромно, потеря невосполнимая. Но не только для семьи, скорбит все поселение.
Сегодня, 27 января, Владимиру Александровичу Аверьянову – 40-й день. Он навсегда покидает эту землю, землю, которую так любил!.. Прощай и прости, друг! Наш земляк, сподвижник, помощник и советчик!
…А нам по-прежнему кажется, что он где-то рядом и стоит только подойти к дому, как навстречу – с радостной улыбкой хозяин, как всегда, в полной рабочей готовности: то в теплицу собрался, то в огород, то баню топить, то курочек кормить…
И мне кажется, я слышу его голос: «Мы ведь с тобой Александровичи, пойдем за это чайку попьем, а потом я тебе яблок нарву».
Валентина Сукотова, председатель правления КРОО «Заонежье»