Новый год, традиционно считающийся для нас важным праздником, 100 лет назад не имел столь серьезной значимости. Анализируя сообщения прессы того времени, можно прийти к выводу, что намного большее место в информационной повестке занимало завершение боев на фронтах Гражданской войны, обсуждение решений VIII Всероссийского съезда Советов, решение социально-экономических проблем.
Начало 1920-х годов было временем, когда новая власть еще не определилась в едином подходе к новогодним праздникам: ни о каких масштабных гуляниях в Вятке на страницах периодической печати не сообщалось, но праздник не был официально запрещен, что давало возможность каждому самостоятельно решать, как строить свой досуг.
Историки считают, что на данном этапе в среде самих большевиков единого мнения насчет празднования Нового года не было. В их рядах нашлась радикально настроенная фракция, члены которой считали праздник «буржуазным предрассудком» и «пережитком досоветского прошлого», но, с другой стороны, Владимир Ленин довольно лояльно относился к новогодним празднествам, например лично участвуя в «Ленинских елках» в Сокольниках.
Не праздник, но новая жизнь
Новый год 1920/1921 позиционировался в прессе того времени скорее не как праздничная пора, а как некий новый этап в развитии государства и общества. Советская власть почти полностью разбила своих врагов в Гражданской войне, газеты рапортовали о строительстве нового мира и решительных шагах по укреплению народного хозяйства.
«Туча рассеялась. Новый 1921 год мы встречаем как победители. 133 миллиона рабочих и крестьян собрались под красным знаменем труда для великого строительства. Кто им помешает в этом? Кто снова заставит тянуться по дорогам вереницы беженцев? Кто воскресит Колчака и Деникина? Никто и никогда», — писала в новогоднем номере газета «Вятская правда».
Таким образом, с точки зрения идеологии праздновалась в первую очередь победа над врагами, а не смена даты в календаре. 31 декабря никаких послаблений рабочего графика на вятских фабриках и заводах не было, все трудились по восемь часов и лишь потом шли отдыхать, но 1 января 1921 года местные власти объявили выходным днем.
Клубная жизнь и праздничный субботник
Конечно, нельзя утверждать, что Новый год совсем перестали отмечать. Люди в основном делали это в кругу семьи, в спокойной и почти скрытной обстановке, с традиционными поздравлениями и подарками, особенно для детей. Но уже без елок и больших публичных мероприятий, ни о каких подобных явлениях в газетах того времени даже не упоминается. Нет сообщений также о концертах в театре и кино, лишь вятский губернский музей искусства и старины приглашал к себе на выставки «для удовлетворения чувства изящного и отвлечения от прозы жизни». Через прессу вятчан активно зазывали на субботники, один из которых состоялся 2 января в 10:00, когда партийные и беспартийные граждане вышли на работы по распилу дров в речном порту.
Довольно скромные празднования проходили в рабочих клубах. Так, 31 декабря 1920 г. в клубе водников кружком драматического искусства был организован спектакль. Артисты-любители разыграли пьесы «Медведь», «Юбилей» и «Павел Иванов». Перед наступлением нового года выступил председатель Райкомвода Верещагин, который в специальном отчете подвел итоги деятельности организации за последние 12 месяцев и «призывал к работе в деле улучшения и поднятия водного транспорта». Новый год был встречен пением тремястами собравшимися водниками пролетарского гимна. В последний день года свой вечер устроил и городской совет, но это был не обычный праздник, а благотворительный, устроенный с целью сбора средств в пользу рабочих Донбасса.
Вятская городская электростанция на углу улиц Карла Маркса и Дрелевского (ныне — ул. Спасская, 51). В 1957 г. здание ГЭС-1 было надстроено для размещения отделов и служб «Кировэнерго». Г. Вятка. Зима 1920 г.
Наилучшие пожелания
Традиция, сформировавшаяся в вятской прессе в еще дореволюционный период времени, — печатать в одном из предновогодних номеров ироничные, язвительные и местами злобные пожелания политикам и общественным структурам. Газета «Вятская правда» 1 января 1921 года опубликовала яркие наставления на новый год разным социальным и политическим стратам.
Так, Советской России редакция пожелала «окончательно добить своих врагов и побороть экономическую разруху», вождям мирового пролетариата — долголетия, а оппозиционерам — «теплое гостеприимство органов ВЧК». Особо жестоко газетчики прошлись по лидерам западных стран: Александру Мильерану, Дэвиду Ллойд Джорджу, Вудро Вильсону поступило пожелание в 1921 году «болтаться на фонарных перекладинах главных улиц своих столиц». Заканчивался же материал оптимистично: «Голоду, холоду и народной темноте — осиновый кол в могилу! Разгильдяйству и лени — железную метлу».
Карикатура Боурдмена Робинсона «Игра в шахматы — Ленин, Вильсон, Ллойд Джордж и Клемансо» (1924 г.)
Добрые дела
Традиционно новогодняя пора - это время добрых дел. Еще в дореволюционной Вятке в этот период реализовывались инициативы в области благотворительности и поддержки страждущих. В конце 1920 года подобная деятельность была еще более актуальна, учитывая сложный переход от войны к миру и тяжелое социально-экономическое положение населения.
«Вятская правда» сообщала, что члены хозяйственного совета 1-й роты Вятского отдельного рабочего батальона совместно со служащими гублескома на Загарской пристани устроили субботник для помощи красноармейцам-инвалидам Загарской волости Вятского уезда, пострадавшим от пожаров. Активисты валили лес и строили новые дома для страждущих военных, которые были тронуты такой нужной помощью. А для пострадавших от стихийных бедствий жителей Малмыжского уезда разными лесничествами были выделены бесплатные «лесные материалы».
В конце декабря союзом медицинских работников был также устроен воскресник помощи нуждающимся детям, а красноармейцы города Сарапула решили отчислить в пользу детей свой двухдневный заработок и устроить субботники по строительству детских домов.
Спортивное 1 января
Традиционно новогодняя пора была временем, когда вятчане активно занимались спортом и физкультурой. Уже 1 и 2 января 1921 года в губернском центре состоялись соревнования по фигурному катанию и лыжным гонкам, которые являлись предварительным этапом первенства Вятской губернии. Спортсменам-лыжникам необходимо было пробежать 1 января 25 км. Запись участников соревнований шла у секретаря Горспортсоюза в последний день года до 20:00. 8 и 9 января в Котельниче состоялся уже основной этап чемпионата губернии по лыжам и конькам.
Новогодняя поэзия
В одном из предновогодних номеров «Вятской правды» были опубликованы праздничные, довольно незатейливые с точки зрения поэтического творчества, но оптимистичные стихи вятского поэта «С. Плотника»:
С новым годом, с новым счастьем
Любим мы кричать, друзья,
И стремимся год от года
Жить лишь только для себя
И хочу я крикнуть смело
Бросьте пошлые слова,
Меньше слов побольше дела
Жизнь наладится тогда
С новым годом каждый должен
Свет и знанье в мир нести
И тогда лишь только может
Счастье новое взойти!
С новым годом счастье куйте
Крепко с молотом в руках
Не забудьте братьев наших
У станков и на полях!
И тогда, поверьте, станет
Новый год для нас родным
Много нового покажет
Мир иной мы создадим!