27 ноября в Санкт-Петербурге прошла встреча экспертов, посвящённая разным аспектам некоммерческой повседневности и тому, каким образом обеспечивается государственная поддержка НКО в условиях пандемии. Круглый стол на тему «Состояние некоммерческого сектора в России» был организован Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге Александром Шишловым и Правозащитным советом Санкт-Петербурга.
Участие в нём в качестве эксперта и члена профильной комиссии Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ приняла Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ. Она обратила внимание присутствующих на то, как в реальности выглядит антикризисная поддержка некоммерческих организаций в условиях пандемии:
Система государственной поддержки некоммерческих организаций уже к коронакризису пришла достаточно перекошенной. Система поддержки (как отношение государства к НКО) была не соотнесена между собой по властным вертикалям: от федерального уровня до уровня МСУ и отраслевым горизонталям. В некоторых случаях, невзирая на то, что провозглашалась какая-нибудь поддержка государственная, какой-нибудь вид поддержки, некоммерческие организации страдали от того, что:
- государством принималась особая тарифная политика, которая не учитывала специфическую деятельность некоммерческих организаций;
- международная или внутренняя политика строилась прежде всего на том, что использование иностранных гражданских технологий и взаимодействие с иностранными организациями могут оказаться опасными;
- государственная трудовая политика совсем не учитывала фактор НКО.
Таким образом некоммерческие организации могли не получать государственную поддержку или страдать от деятельности государства даже в том случае, когда НКО вообще не попадали в поле зрения, про них забывали, предлагаемые решения вообще не учитывали, как это скажется на НКО.
Всё это мы имели ещё до коронакризисной ситуации, но коронакризис показал, что некоммерческие организации, к сожалению, находятся в слепом пятне государства. Их не видно как хозяйствующих субъектов. Чаще всего меры господдержки НКО возникали вслед за малым и средним бизнесом, которые находились в фокусе государства, и только потом вспоминали, что некоммерческие организации – тоже работодатели, и начинали предлагать варианты решений, которые оказывались, к сожалению, некоммерческим организациям уже не впору.
Предлагаемые направления государственной поддержки чаще всего не имели самостоятельного характера, а вытекали из общей логики поддержки хозяйствующих субъектов или сохранения рабочих мест, и плохо подходили некоммерческим организациям.
Форматы и доступы к такой поддержке были чрезвычайно барьерными для некоммерческих организаций, и именно это не давало им возможности получить нормальную поддержку. Кроме того, от некоммерческих организаций иногда требовались значительные издержки. Например, в доступе к банковскому кредиту, который предполагал возможности получения государственного возмещения на получение средств банков, если НКО сохраняет занятость. Это оказалось очень затратно для некоммерческих организаций: приходилось собирать какое-то огромное количество документов, иногда не имеющих к некоммерческим организациям отношение. Во многом здесь сыграла позиция российских банков, у которых прежде не было никакого опыта работы с НКО, поэтому банки воспринимали любые средства, размещенные в НКО, как средства повышенной рискованности.
Государство, невзирая на наш профильный закон, не всегда понимало, кого именно нужно поддерживать, и кто из НКО сейчас страдает больше всего. Встал вопрос: как выделить среди всех некоммерческих организаций социально-ориентированные НКО? Определить ориентированность НКО по ОКВЭД оказалось невозможно. А такие хозяйствующие субъекты как арендодатели, у которых некоммерческие организации уже арендовали помещения, просто не сообразили, что они могут поддерживать НКО и как они могут поддерживать.
Не был нащупан или очень поздно находился механизм, как именно поддерживать некоммерческие организации, что именно им нужно и, чаще всего, как именно нужно поступать самим НКО. Любое получение НКО господдержки было почти всегда барьерным.
Некоммерческие организации оказались не готовы к тому, чтобы использовать поддержку в полный рост. Они медлили, поскольку они были не до конца информированы, не понимали, где и как это происходит, не отстаивали активно свои права, обращаясь к регуляторам разной деятельности. В коронакризис проявилось чрезвычайно много пассивного со стороны самих НКО.
Всё это говорит о том, что, если проявляются какие-либо региональные и федеральные ограничения, то необходимо в кратчайшие сроки запускать провалившийся сегмент государственной деятельности. Поддержка некоммерческих организаций должна быть и как хозяйствующих субъектов, и как объединений граждан, которые находятся в шаговой доступности. И как к людям, у которых есть проблемы. И как к людям, у которых есть решения.
Некоммерческие организации обязательно нужно рассматривать ещё и как тот механизм, который обеспечивает право граждан на объединение, его нельзя рассматривать вне понимания этого. Не учитывая интересы некоммерческих организаций при антикризисных форматах господдержки, мы тем самым создаем ситуацию, при которой нарушаем права граждан на объединение. Создаём ситуации, которые прямо нарушают другие права. Есть конкретные примеры, когда руководитель некоммерческой организации, уволенный с основного места работы, не может встать в службу занятости, потому что статус руководителя некоммерческой организации в службе занятости не воспринимается как занятость, невзирая на то, что формально это занятость, но фактически – это занятость, не приносящая никакого дохода. Это не просто какая-то хозяйствующая единица. Хотя и хозяйствующим единицам нельзя создавать преференции одним в ущерб другим, а если вы поддерживаете в пострадавшей отрасли бизнес, не поддерживая НКО, то вы создаете необоснованные преференции. Но самое главное, здесь – это право граждан на объединение, которое очень тесно связано со всякими другими правами и на которые стоит специально обращать внимание в ситуации с коронакризисом.
Требуется экстренный пересмотр текущих проблем и создание инструментов, которые могли бы снизить барьеры и обеспечить доступ к господдержке сейчас и в дальнейшем. Необходим радикальный пересмотр системы государственной поддержки в целом некоммерческих организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и антикризисной поддержки.
Эти и другие озвученные директором Центра ГРАНИ в ходе круглого стола тезисы – в PDF-презентации «Формы поддержки СО НКО в условиях кризиса, вызванного эпидемией COVID-19».