В Америке 3 ноября выберут президента. И более половины избирателей страны уже проголосовали досрочно. И этот пример с досрочкой наши пропагандисты приводят как аргумент допустимости растягивания выборов во времени, оправдывая такую практику многодневного голосования и в России. Мол, смотрите, в оплоте демократии такое происходит, почему же вы тогда российский опыт критикуете.
Но есть важный нюанс. До дня выборов президента США еще трое суток, а никто в мире не может сказать с уверенностью, кто на этих выборах победит. Трамп или Байден? И в 2016 году за три дня до выборов никто не мог однозначно назвать победителя. Ну, вернее, почти все были уверены в победе Клинтон, а победил Трамп (хотя большинство избирателей реально проголосовали за Клинтон).
А у нас в России с 24 сентября 2011 года известны все исходы дальнейших президентских выборов, пока жив Путин. При этом под него сначала изменили срок президентства с 4 до 6 лет, а в этом году обнулили Конституцию ради продления его возможности оставаться у власти почти пожизненно. При всем при этом, если следовать букве и духу Конституции, после 2008 года Путин не имеет права быть президентом, потому что там ключевое слово «два» срока, а не «подряд».
А в США действующий президент через три дня может проиграть выборы… Возможно поэтому россияне с таким интересом и наблюдают за выборами на другом континенте. Для нас там показывают то, что мы не видели с 1996 года – конкурентных президентских выборов.
И есть второе немаловажное отличие Америки от России. Там сажают в тюрьму за фальсификацию выборов. А у нас это инструмент карьерного роста или иных преференций.
Поэтому резюмирую открыто свою позицию: наше многодневное голосование имеет единственную цель – сфальсифицировать выборы в интересах конкретных провластных кандидатов. И сравнивать многодневное голосование в двух странах некорректно.