На страницах своего блога я уже рассказывал о борьбе, развернувшейся против строительства свинокомплексов в Верхнемамонском районе нашей области. С того времени прошел год. Информация поступала нерегулярно и крайне обрывочно. О всех предыдущих перипетиях борьбы можно прочитать здесь.
Та информация, которую мне удалось раздобыть на данный момент, в основном записана со слов активистов «антисвинской» борьбы, поэтому заранее прошу прощения за некоторые неточности. Итак, постараюсь высказываться более или менее упорядоченно.
За год активистам удалось кое-чего добиться. Так из трех планируемых свинокомплексов на данный момент от одного власти уже отказались, а два других перенесены на значительные расстояния от населенных пунктов. Появились проблемы и у инвестора, компании «Агро-Эко», которой было, по словам тех же активистов, отказано в предоставлении кредита на строительство свинокомплекса. Но борьба не утихает!
В настоящее время идет суд по иску членов инициативной группы против властей района на предмет нарушения правил проведения собраний и публичных слушаний, проводимых в ноябре 2019 года. По словам активистов, власти не пускали на собрания противников строительства, доверяя выступать там только «надежным» людям. Так, в одном селе с населением в 700 человек сторонников строительства свинокомплексов оказалось всего 40. Именно эти 40 человек власти и привлекают на различные собрания. Кроме того, на эти собрания привозят людей из других районов области, в том числе и весьма отдаленных.
Также, по словам тех же активистов, власть отчаянно прессует «бюджетников», буквально запрещая им посещать собрания, проводимые активистами. (Типа, если завтра туда пойдете, то послезавтра на работу можете не приходить!). А некоторых «дружески предупреждают». Имели место задержания местной полицией адвокатов, нанятых местными фермерами, и журналистов, привлекаемых для освещения судебного процесса. Надо сказать, что в борьбе принимают активное участие москвичи, имеющие в селах района дома, используемые как дачи.
Также адвокатами и журналистами были обнаружены новые нарушения в процедуре отвода сельскохозяйственных земель под строительство. Так, плодородные пахотные черноземные земли вдруг оказались записанными как неплодородные, пустоши, неудобья и т. д.
Чего же так боятся местные жители? Нет, не неприятного запаха и даже не отходов в виде свиного навоза, для утилизации которого, как оказалось, до сих пор нет эффективной (и дешевой!) методики. Причина здесь в другом.
Верхнемамонский район, как и другие степные районы, весьма маловодный. Уже сейчас жители некоторых сел имеют проблемы с водоснабжением. А потребности свинокомплексов, по расчетам геологов, в воде значительно превосходят возможности местных подземных водных горизонтов.
Также выяснилось, что на одном из мест, планируемых под отведение для будущего строительства, находятся массовые захоронения советских солдат, погибших на этих полях в 1942 году. Это еще больше возмутило местных жителей. А высказывание одного из местных чиновников «Вся Россия строилась на костях!» было воспринято как откровенный цинизм.
В целом охарактеризовать картину, сложившуюся на данный момент, можно так. Борьба против строительства перешла из открытой, сопровождающейся митингами, собраниями, публичными слушаниями и т. д., в борьбу судебных исков, заседаний, адвокатов и т. д. и т. п. Одновременно власти используют все мыслимые подковерные методы в расчете на запугивание и подкуп (говорят, были и такие случаи!) местных борцов-активистов. Последние возлагают немалые надежды на приближающиеся местные выборы, серьезно рассчитывая на избрание своих лидеров в местные советы.