Я ни разу специально не был в Беларуси. Ни по делу, ни как турист. Три раза проезжал республику транзитно на машине: один раз как пассажир, два — как водитель. Оба раза удивлялся тому, что на скоростной трассе практически нет машин с местными номерами. В придорожном кафе девушка объяснила, что бензин дорогой, зарплаты маленькие, коммуналка растет, так что экономят люди.
В Минске у меня живет армейский друг Сашка Ермаков. Еще та флегма. Из армии запомнились два солдатика-белоруса - Виналий Буча и Шура Акушевич. "Ч" и там, и там они произносили твердо, а себя называли бералусами. Острили так.
Спокойнее бойцов у меня не было.
И что же нужно было постараться сделать, чтобы этот мирный, разумный, работящий народ вышел на улицы под дубинки, водометы, резиновые (а теперь уже и не только резиновые) пули? И чем он так провинился перед Лукашенко, что этот народ нужно винтить, колотить, сажать, расстреливать? Только тем, что проголосовал за другого кандидата в президенты?
Очень хочется, чтобы наши большие начальники сделали правильные выводы. Стабильность в стране определяется не стабильным пребыванием десятилетиями одного человека в президентском кресле. А стабильно и независимо работающими государственными институтами.
Сильным и полноправным местным самоуправлением. Честными, прозрачными конкурентными выборами. Наличием разных и свободных от политической цензуры СМИ.
Стабильной сменяемостью первых лиц и партий власти.
В таких условиях а) массовые протесты утрачивают смысл, б) если они случаются, то не носят политического характера, в) как правило, локальны и легко разрешаются переговорами сторон.
То, что творится сейчас в Беларуси, - результат псевдостабильности, культивируемой четверть века государственной машиной. В итоге конфликт между народом и властью уже не может быть разрешен путем переговоров. Теперь уже кто кого. И совершенно понятно, что Лукашенко другого народа найти не сможет, а народ легко найдет другого президента. Уже нашел. Жалко людей. И тех, кто протестует, и тех, кому приказывают гасить протест. Особенно последних. Их ждет печальная участь. Либо до седьмого поколения ненависть усмиренного народа, либо справедливый суд победившего народа и тюремные сроки. Плюс все та же ненависть.
Нужны массовые посадки.
Точно такая же псевдо-стабильность сейчас и в России!
Скоро и в России будет жарко.