Совсем недавно в одной из глазовских групп в социальной сети "ВКонтакте" была опубликована новость о том, что по вине скорой помощи погиб человек. Как у нас принято, крайние находятся быстро - ими стали медики. В комментариях к этой новости кто-то вспомнил случаи, когда скорая приезжала на оказание помощи спустя 1,5 часа, кто-то посоветовал обращаться в прокуратуру...
Прочитав комментарии, я понял, что не могу пройти в очередной раз мимо этой темы. Потому что самая лучшая попытка исцелить это жестокое, бессердечное и готовое убить друг друга общество - попытаться разъяснить. Что я и попытаюсь сделать в очередной раз.
1. В соответствии с утвержденными нормативами на 10 тысяч населения должна быть одна укомплектованная (то есть, минимальное количество медиков должно составлять не менее 2 человек) линейная выездная бригада. А на 100 тысяч населения еще и 1 специализированная. Эти нормативы придуманы не ради красного словца, а написаны самой настоящей кровью потерянных жизней. Точно также, как прописаны нормы охраны труда и противопожарной безопасности. На сегодня в Глазове и Глазовском районе обслуживают в дневное время 10 бригад, из которых 1–2 бригады являются неукомплектованными (то есть, с одним фельдшером), а в ночное время - 6 бригад. Специализированных бригад в Глазове нет. Получается, что в ночное время количество бригад значительно меньше. Официально это вызвано снижением вызовов в ночное время. На самом деле характер работы скорой помощи неслучайно носит круглосуточный режим (равно как и в других спецслужбах, таких как МЧС). И экстренная или неотложная помощь может понадобиться человеку в любое время суток – по крайней мере, никто от нее не застрахован.
2. Глазовская межрайонная больница отнесена к медицинскому учреждению II уровня. Это означает, что наиболее сложные медицинские манипуляции и операции в Глазове не проводят. И чтобы их выполнить, необходимо транспортировать пациента в г. Ижевск, где и расположены медицинские учреждения III уровня. Часто возникают ситуации, когда сразу до 5 бригад скорой помощи заняты одновременно такой транспортировкой пациентов. В такие моменты Глазов и Глазовский район оказывается неукомплектован на 50 процентов выездными бригадами. К чему могут привести такие непродуманные действия, страшно представить.
3. Диспетчер скорой помощи. Это должен быть очень грамотный специалист, который уже на этапе поступления и приема вызова должен не только понять, какую бригаду (обычную линейную или специализированную) необходимо направить на оказание медицинской помощи. То есть, хорошо разбираться в постановке первичного диагноза. Но и определить приоритет при поступлении вызовов. То есть, кому на ОРВИ или пневмонию, а кому на инсульт или инфаркт миокарда. Но и этого недостаточно. Поскольку этот работник оказывается первым, кто непосредственно контактирует с человеком (или родственником человека), который нуждается в оказании экстренной и неотложной помощи, то он еще должен обладать определенной стрессоустойчивостью и умением выстраивать диалог. Есть ли эти качества у диспетчеров, где расположен главный пункт приема вызовов? Проходят ли постоянное обучение и совершенствование диспетчера? Лично я в этом очень сильно сомневаюсь.
Так кто же виноват в случившейся трагедии? Проще всего обвинить в произошедшем медицинского работника. Но гораздо более логичным было бы спросить за эту трагедию с высоких чиновников-организаторов здравоохранения, чьими руками была затеяна эта губительная оптимизация, результатом которой стало не повышение качества оказываемых услуг, а наоборот, увеличение смертельных исходов. Фокус проблемы в Ижевске, а не в Глазове - вот что следует понять всем нам, особенно глазовчанам.