Недавно посмотрел интервью с Натальей Зубаревич. Кто не знает, это профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ.
Если кратко, в чем ее главная мысль. Россия сейчас очень жестко выстроена вокруг центра. Путин все свое правление стремился построить управляемую страну. Как это делалось?
1. Через отнятие полномочий у регионов. Все важные решения о развитии регионов принимаются в Москве. Каждый шаг согласован, специфика региона при этом в учет практически не берется, потому что из Москвы все регионы одинаковы. Что, например, сделало министерство по развитию ДВ, сидящее в Москве? Вспоминается только провальная идея с дальневосточным гектаром.
2. Налоги. Центр собирает все крупные налоги и затем производит перераспределение по стране. Есть регионы "любимчики" (Крым, СевКав). И есть остальные. Больше выплат получает тот, кто больше "выпросит", т. е. все основано на человеческом факторе. При этом инвестиции привлекать регионам практически не дают, строя жесткие рамки для всех и не давая никому самим выстраивать гибкую политику по отношению к инвесторам. Например, регион хочет привлечь инвесторов через пониженную налоговую ставку, но этого не позволено. Поэтому так мало инвестиций в российскую экономику.
3. Система настроена на "контроль сверху". Не на развитие. Отчеты - самая важная часть общения центра и регионов. Если бы вы были у власти в каком-то регионе, то как бы вы отчитывались Москве? Скорее всего, что все у вас хорошо, чтобы вас не трогали и выделяли деньги.
Альтернатива этому - "контроль снизу", когда народ сам может сказать "нет" руководству региона, которое не устраивает народ, т. е. выборность власти.
Итог. В результате фанатичной и параноидальной политики централизации мы получаем:
1. Уродливый характер развития страны с огромным гипертрофированным центром (все хотят жить лучше и едут туда) и слаборазвитой, увядающей провинцией. Те регионы, которые в потенциале могут прокормить себя, при любом ослаблении центра будут стремиться выйти из этой парадигмы взаимодействия с ним. Никому не нравится быть дойными коровами практически без прав и свобод.
2. Также нет возможности у людей повлиять на региональную власть, т. к. назначает ее, как правило, Путин. В итоге люди довольно апатично себя ведут, не чувствуя себя субъектами в контроле работы властей. Фраза «Мы ничего не можем изменить» стала рефреном, сопровождающим жителей России от рождения до гроба.
Чтобы страна развивалась, необходимо дать регионам больше прав на взаимодействие с бизнесом, инвесторами, право самим собирать и распределять налоги. И деятельность властей регионов будет видно. Сейчас ее практически не видно за спинами федеральных властей. Нужно сделать из населения настоящих граждан своей страны. А это делается через систему прозрачных выборов с равными правилами для всех. Как на региональном, так и на федеральном уровне.
Либо тотальный контроль и замораживание проблем, либо «рисковая» большая свобода и развитие. По словам ув. Натальи Зубаревич, третьего не дано. И я склонен с ней согласиться.