«…никому из чиновников и силовиков вообще нет дела до серьезной долгосрочной внешней политики…» - Алексей Живов, публицист, ведущий клуба «Достоевский», русский националист.
Арам Аствацатуров: Здравствуйте, Алексей. Спасибо вам за принятое приглашение. Тема нашего виртуального интервью «РФ. Импорт конфликтов». Алексей, чем опасны для России, для россиян и русских конфликты, импортируемые в РФ?
Алексей Живов: Добрый день, коллеги! Первая и главная опасность таких конфликтов - ухудшение криминогенной обстановки. Рост насильственных преступлений, в том числе когда речь идет о массовых драках и бандитских разборках на национальной почве. Во-вторых, конфликты, подобные армяно-азербайджанскому, расшатывают и без того хрупкий социальный и национальный мир в России и дискредитируют российское гражданство как культурно-языковой стандарт, которого должны придерживаться все граждане страны и иностранные граждане, находящиеся на территории России.
Георгий Шишков: Здравствуйте, Алексей! Как вы воспринимаете этот "импорт конфликтов"? Как результат путинской политики народозамещения или как результат длительно тлеющих конфликтов между народами, входящими в Россию как в многонациональную страну?
Алексей Живов: Георгий, безусловно, политика последних 20 лет, которая началась еще до Путина, но при нем приобрела небывалый размах, играет большую роль в "импорте конфликтов". Но, когда подобных конфликтов нет, национальные меньшинства и диаспоры прекрасно дружат против коренного населения. Что касается длительных тлеющих конфликтов, они есть всегда между многими народами. Искоренить их очень сложно, если вообще возможно. Разве что расселить народы на разные планеты. Мы с Вами хорошо знаем, например, о конфликтах в Великобритании, где англосаксы, шотландцы и ирландцы находятся в состоянии вялого конфликта сотни лет. Иногда он превращается из холодного конфликта в горячий или даже в геноцид. Россия в этом плане не самое дурное место в мире. Во многом из-за того, что с точки зрения науки и текущей практики Россия все же мононациональное государство с полиэтническим меньшинством. Но еще буквально 20 лет такой национальной и миграционной политики, и этноконфессиональный состав России изменится до неузнаваемости. Вот тогда мы действительно станем жить в стране многонациональной. К чему это может приводить, мы видим на московских улицах в конфликтах между армянами и азербайджанцами.
Георгий Шишков: Как вы полагаете, не чреват ли для России проект сохранения мультинациональности появлением избыточной управляемости нашими соседями - Турцией, Ираном, КНР — за счет "импорта конфликтов", создаваемых в том числе абсолютно искусственными путями?
Алексей Живов: Скажу более, реализуемая национальная концепция чревата развалом России еще при нашей жизни, ведь именно это и является окончательной ленинской национальной политикой (которую умышленно или по инерции реализует власть). Единственное, что действительно скрепляет Россию и что скрепляло все исторические перерождения России, - это русский народ и отчасти православная вера.
Арам Аствацатуров: Уважаемый Алексей, чтобы пресекать импорт конфликтов, власть должна быть жесткой, но, с другой стороны, такая жесткость обрушивается и на внутренние протестные движения, ограничивая права и свободу граждан.
Считаете ли вы как русский националист, что импорт конфликтов дает повод власти преследовать и русское националистическое движение?
Алексей Живов: Русское национальное движение как своего главного врага наше государство преследует уже очень давно, все полнотой своих репрессивных органов. Разгром правого движения и правой субкультуры состоялся еще в 2008–2011 годах, а окончательно правых добили году к 2015-му. На данный момент вообще сложно говорить, что в России есть сколь-нибудь организованное массовое правое движение. А вот диаспоры, с которыми не просто не боролись, но всячески пестовали, укрепились, институционализировались и вросли в тело государства РФ. Результаты налицо.
Арам Аствацатуров: Алексей, руководствуясь принципом «Самая лучшая оборона — это наступление», считаете ли вы, что, чтобы избежать импорта конфликтов, надо свои конфликты экспортировать? Если да, то, например, куда и какие?
Алексей Живов: Не думаю, что нам надо экспортировать конфликты, да и не вижу предпосылок для этого. Однако работать инструментами мягкой силы Россия может и должна, продвигая интересы страны и русского народа за рубежом. Тем более сейчас для этого есть прекрасный повод: разгул культурного марксизма и культурно-расовой диктатуры, которым Россия может противопоставить консервативный цивилизационный продукт. Мы говорим и предлагаем подобные проекты многие годы, а воз и ныне там. Создается устойчивое ощущение, что за исключением, возможно, Путина никому из чиновников и силовиков вообще нет дела до серьезной долгосрочной внешней политики.
Эдвард Ковалерчук: Уважаемый Алексей, уточните, пожалуйста, в чем, по вашему мнению, выражается "дружба национальных меньшинств и диаспор против коренного населения"?
Алексей Живов: Использование административного и коррупционного ресурса для установления экономической, криминальной и мировоззренческой диктатуры в регионах и столицах. Те национальные меньшинства, у которых в составе РФ есть свои национальные государство, просто последовательно, не без одобрения федерального центра проводят языковую и административную дерусификацию. Но прежде всего дело в том, что нацменьшинствам законом позволено все: этнический бизнес, диаспоры, льготы и т. д. Русские безголосы и юридически не представлены ни в законах, ни на одном государственном уровне. В этом легко убедиться, если изучить список организаций, входящих в президентский совет по делам национальностей.
Эдвард Ковалерчук: Алексей, как вы считаете: можно ли в контексте современной националистической идеологии относить к национальным меньшинствам представителей не титульных этнических групп, которые на протяжении многих поколений укоренились культурологически и ментально в составе титульной нации?
Алексей Живов: Можно и нужно. Все национальные меньшинства, которые инкорпорированы в русскую культуру, язык, правовое и мировоззренческое пространство, являются частью русской нации. И задача государства, не разрушая до основания их национальную идентичность, создавать условия, чтобы все хотели быть именно русскими. Так уже было в СССР после ВОВ и в РИ последних 50 лет. Кроме того, всегда надо отделять личное и общественное. В России это часто путают. Общественное - это взаимоотношения «народ-народ». Личное - это взаимоотношения «человек-человек». В общественной плоскости допустимы рассуждения, обобщения и концепции, которые недопустимы в межличностном отношении. В отношениях «человек-человек» главными являются нравственные качества обеих сторон: честность, порядочность, милосердие, верность слову, адекватность. Проблема русских в том, что они в России стали слишком часто и болезненно сталкиваться с типом отношений «человек-народ».
Михаил Малаш: Алексей, а кто занимается импортом конфликтов в РФ? Кому это нужно? В чем их выгода?
Алексей Живов: Михаил, я не думаю, что импорт конфликта вроде армяно-азербайджанского имеет каких-то конкретных заказчиков. Скорее, это следствие национальной политики РФ и расслоения правового поля в России.
Арам Аствацатуров: Алексей, как известно, Турция постоянно натягивает противостояние российских мусульман по отношению к немусульманам и к государству. К примеру, увлекая дагестанские народы к радикальному пониманию ислама, они тормозят туристический бизнес на побережье Каспийского моря, но сама Турция этот вид туризма вовсю развивает и с алкоголем, и с проституцией, и со стрингами на пляжах. Какие методы защиты РФ от импорта религиозных конфликтов вы видите? Что не поздно сделать и где уже упущено время?
Алексей Живов: Лучшая защита - это всегда нападение. Однако в случае с Турцией Россия раз за разом демонстрирует слабость как во внешних, так и во внутренних делах. Исламский фактор в России тяжело держать под контролем, в том числе и потому, что мусульманские народы ощущают юношеский выступ и растекаются по равнинам страны как потоки горной воды. Обманываться не стоит, это не вода - а керосин, и любая из мусульманских стран может поднести спичку.
21–22 июля 2020 года, виртуальный дискуссионный клуб «Мысль», Facebook, ВК, ОК
Предложения по темам обсуждения, спикерам, формату пишите на электронную почту [email protected]