Явным признаком надвигающихся выборов в России можно считать «усиленную работу» депутатов ГД РФ над выборным законодательством страны — вносятся поправки, изменения, уточнения…
А в преддверии выборного цикла 2021 года депутаты ГД проявляют просто чудеса по количеству и качеству этих поправок, о скорости принятия которых вообще не стоит и говорить!
Так, в мае 2020 года вступил в силу закон, который впервые позволил властям, в зависимости от складывающихся в ходе конкретных выборов обстоятельств, определять набор способов голосования.
Дистанционное электронное голосование. Голосование по почте. Досрочное, в течение недели, не только для жителей удаленных мест, моряков и работников предприятий с непрерывным циклом, но и для кого угодно, а если ЦИК (то есть Кремль) захочет — и где угодно: во дворе, на площади, улице и любых «иных местах». Надомное голосование — не только для больных и инвалидов, но и для всех, у кого найдется любая «иная уважительная причина»…
Но этого оказалось мало. Ведь чем больше козырей на руках — тем лучше, много здесь не бывает. И вот в Госдуме руками «Единой России» был проделан бесстыжий по форме, но эффективный законодательный трюк — да, могут себе позволить такие трюки партия, контролирующая три четверти голосов в парламенте, и те, кто контролирует эту партию.
С 2012 года лежал в думском портфеле внесенный еще президентом Дмитрием Медведевым и принятый в первом чтении законопроект, который на трех страницах разрешал политическим партиям отзывать досрочно своих представителей в избиркомах по мотивированному обоснованию. С него сдули пыль, стряхнули паутину — и приняли во втором чтении! Впихнув при этом еще 16 страниц поправок, никакого отношения к формированию избиркомов не имеющих. Подписались под ними члены профильного Комитета по контролю и регламенту во главе с председателем Ольгой Савастьяновой — сплошь единороссы. Никакого обсуждения их предложений с экспертами, да и вообще обсуждения в публичном режиме не было. Текст с поправками стал доступен лишь поздно вечером накануне обсуждения в зале заседаний.
Все прежние опции, возникшие в мае, остались в силе. Но появились и новые. В Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» добавлена статья под лирическим названием «Дни голосования», где говорится: если избирательная комиссия соответствующего уровня захочет, то голосование на любых выборах в России можно проводить «в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней». О решении такого рода надо объявить не позднее чем через 10 дней после начала избирательной кампании, и это уже не будет считаться досрочным голосованием.
Опять же по решению избиркома трехдневное голосование «может быть проведено» с использованием тех самых «дополнительных возможностей» — вроде дворов, территорий общего пользования и иных мест и голосования группами в труднодоступных местах.
А еще принимаемый закон дозволяет ЦИК потом установить еще и «иные особенности» длинного голосования, и, что особенно интересно, «особенности установления итогов голосования в дни голосования»… Законодательный «котик в мешке», обычное в последние годы дело.
Каждый кандидат, партия, общественное объединение по-прежнему сможет прислать по два наблюдателя на участок, если выборы проходят в один день. Если дней голосования будет два-три, разрешат заявлять по два наблюдателя на каждый из дней. Но проблемы контроля над урнами ночью, за надомным голосованием и уличными пунктами для голосования это не снимает. Если же учесть, что еще и на самом участке люди будут голосовать три дня…
Одновременно сделана оговорка, которая запретит наблюдение за выборами активистам из других мест, — только имеющим право голосовать на конкретных выборах избирателям.
Аналогичные изменения внесены и в Закон «О выборах депутатов Госдумы». В нем также решается проблема «дня тишины» — запрета на агитацию в последний перед голосованием день. Уточнено: днем тишины объявляется последний перед первым из дней голосования, что на два дня сокращает период предвыборной агитации.
«Нельзя выборы в нашей стране превращать в фарс — говорит секретарь Ярославского ОК КПРФ по агитации и пропаганде Эльхан Мардалиев. – Если в ЦИК считают опыт многодневного голосования положительным, то я придерживаюсь прямо противоположного мнения. Я не буду говорить, что многодневное голосование удорожает выборы и это будет сказываться как на партиях и кандидатах, так и на соответствующих бюджетах. Скажу о главном, при принятии поправок о многодневном голосовании в первую очередь страдает прозрачность выборного процесса, так как становится весьма проблематично обеспечить наблюдение за его ходом независимыми наблюдателями. И как следствие, результаты таких выборов всегда будут вызывать большое сомнение».