Наталья Масляева судится с городской администрацией, устанавливает мягкие лавочки в поликлиниках и защищает газоны от парковок. Потому что знает: в правозащите мелочей не бывает.
Наталья решает разобраться
Семь лет назад Наталья выглянула в окно и увидела, как ее сосед по дому засыпает щебнем газон детской площадки во дворе: готовит место для двух своих машин. В принципе женщина понимала, что людям нужны парковки. «Но когда на детской площадке — это прямо хамство, а хамство я не люблю», — строго говорит она. Двор за окном маленький и какой-то облысевший. Гулять особенно негде.
Участковый заявил Наталье, что все законно и «у людей есть разрешающие документы». «Какие документы?! — гневно спрашивает Масляева. — Решила сама все понять — и чем дальше лезла в этом своем понимании, тем больше получалось, как в пословице. Чем дальше в лес, тем толще волки».
Наталья Масляева улыбается. Вообще, она часто смеется, рассказывая о себе и своей жизни общественного активиста — потому что иначе пришлось бы сесть и заплакать от бессилия. А Наталья этого не любит тоже. Наталья — президент региональной общественной организации «Ваши права» в Тульской области, куда любой человек может обратиться за помощью, если вдруг поймет, что его права нарушаются, а защищать их никто не спешит.
Не то чтобы Наталья собиралась заниматься правозащитой — она просто хотела, чтобы во дворе была нормальная детская площадка. Как из пустякового дела выросла целая организация? Шаг за шагом разматывался клубок нарушений в работе управляющей компании, которая обслуживала дом Натальи в Новомосковске, а потом в работе городской администрации.
«Накопала слишком много, — снова улыбаясь, говорит она. — Например, выяснила, что договор с компанией поддельный, подпись там не моя. Писала жалобы, правда, мне приходили ответы, что все это не имеет значения — и все разрешения на парковки в нашем дворе имеются».
Автовладельцы продолжали парковаться во дворе, «никто ничего не хотел делать». Наталье с насмешкой говорили: «Подавайте в суд!» — фраза, которую говорят, имея в виду, что ничем дело не закончится. Вот только Наталья и правда подала в суд — разом и на управляющую компанию, и на городскую администрацию.
«Суд с администрацией в нашем захолустье — это нонсенс, — рассказывает Наталья. — Ко мне подошел в суде юрист администрации: “Ну, надо же было решить по-дружески!” Но сколько же можно решать “по-дружески”?»
Наталья говорит, что суд был интересный: например, судья принимал все документы и ходатайства со стороны ответчиков, а со стороны Натальи не принимал ничего. Но в итоге суд Масляева выиграла. Парковки были признаны незаконными и подлежали сносу. Наталья думала, что тут-то все и закончится — а все только началось.
«Управляющая компания подгоняла экскаватор, приглашала СМИ и показывала, как первый ковшик щебня снимается с парковочного места. СМИ это на камеры фиксировали и уезжали, следом уезжал экскаватор. Парковки оставались на месте, но видимость исполнения судебного решения — вот она. Куда бы я ни писала по этому поводу — судебным приставам, в прокуратуру, — мне отвечали:“Ничего не знаем, все демонтировано”. Мне словно говорили: “Ну что, сходила в суд? Ну вот и сиди теперь со своей бумажкой. Все равно будет по-нашему”».
Наталью это не устраивает. Она возвращается к вопросу парковки опять и опять — и говорит, что рано или поздно добьется, чтобы решение суда было выполнено на деле, а не на бумажках. Хотя кроме этой небольшой истории у нее в работе теперь множество дел.
Наталья строит систему
«Мне кажется, я даже в детском саду права качала, — шутит Наталья. — Я считаю, что активными не становятся — ими рождаются». Она рассказывает то про мальчика из своего детства, которого защищала от травли в школе, то про свою работу директором магазина и защиту своих сотрудников от разных житейских несправедливостей.
«Я всегда была занозой. Хамство уж очень не люблю», — повторяет Наталья время от времени. Слово «хамство» для нее не только понятие из повседневной бытовой жизни. Хамство всеобъемлюще — это демонстрация собственного превосходства над другими. Хамство часто встречается в работе государственных органов, когда маленькому человеку указывают на «его место», чаще всего нарушая или не исполняя законы.
Сейчас у Натальи в работе множество дел по нарушениям в разных сферах: по Новомосковску и окрестностям новости разнеслись быстро, а открывая свою организацию, Наталья решила, что никакой узкой специализации у «Ваших прав» не будет — нарушения есть везде. По ее личной статистике, по числу обращений лидируют здравоохранение, ЖКХ и бездействие органов власти. Она зовет их «тремя китами всех нарушений прав человека».
Как говорит Наталья, ее фамилию в разнообразных госорганах Тульской области произносят с плохо скрываемым ужасом. Например, уже второй год она ходит на прием к генералу МВД — по разным делам. Правда, по ее словам, этими визитами удалось решить… примерно ничего. Сначала генерал злился, теперь слушает. Может, будет когда-нибудь и результат. Наталья упорная — не собирается сдаваться.
Друзья и родственники уже седьмой год твердят Масляевой: «Наташа, тебя прибьют». Часто спрашивают: «Тебе не страшно?» «Абсолютно нет», — отвечает она.
Говорит, что порог страха она уже перешагнула — и, кроме того, с нее нечего взять: живет одна, сын взрослый, у него своя семья, никакого имущества нет —«не подкупить и не запугать». Хотя, было дело, опасалась, что наркотики подбросят.
«Чтобы предупредить подобный ход, я стала везде писать, что жду такого. В итоге наркотики я все-таки увидела, но не так, как ждала. Взломали страницу организации во “ВКонтакте” и стали с нее рассылать людям сообщения, что ищу курьеров-закладчиков с зарплатой в 70 тысяч. Удалили много постов — по проблемам: наснимаешь мусорки неубранные, ямы незаделанные — и выкладываешь. Потом переименовали страницу из “Ваши права” в “Стань добрее”. Понятно, что это угроза, — пожаловалась генералу. Заявление написала, но никого не нашли».
Наталью очень печалит, что многие люди в нашей стране ничего не знают и даже не хотят знать о своих правах, живут в состоянии выученной беспомощности. Но с теми, кто сам хочет что-то изменить в своей жизни, делится всем, что знает сама.
«Я никогда не была дурой, всегда знала, что у нас бардак по всем уровням государственного устройства, но только семь лет назад поняла, до какой степени этот бардак распространился, — говорит Наталья Масляева. — При этом я реально смотрю на вещи и понимаю, что переделать все это невозможно — сломаешься от неподъемной ноши. Где могу, там делаю все, что от меня зависит. Людям рассказываю об их правах, это своего рода удочка для них: захотят — сами рыбу наловят».
Наталья находит своих
Масляева всегда судится самостоятельно, без помощи адвокатов. Когда случилось дело о парковках, никто за него не брался: против городской администрации выступать себе дороже. А потом Наталья поняла: да она сама себе защитник. Особенно когда на нее завели уголовные дела, обвинив сначала в нападении на соседку, а потом в клевете на управляющую компанию. Борьба с надуманными обвинениями — а в конце концов это удалось доказать, их сняли — и преодоление страха потерять свое доброе имя закалили женщину. Наталья говорит, что сейчас ей нормально. Комфортно — она употребляет именно это, вроде бы не особенно подходящее, слово.
«Получилось, что мое дело меня само нашло, и я не собираюсь от него отказываться, — объясняет Наталья. — Кому-то может показаться, что я занимаюсь мелочами — ну, кто захочет разбираться с установкой в поликлинике железных стульев, на которых пациентам неудобно сидеть? А я считаю, что это важно — такие мелочи рождают большие проблемы в масштабах целого общества».
С железными лавками Наталья разобралась — стулья после ее жалоб департамент здравоохранения поставил нормальные. Мягкие.
У Натальи нет юридического образования. Сейчас у нее в работе несколько судебных исков к большим компаниям. Один уже завершился: крупная компания втюхала человеку страховку на квартиру при покупке телефона. Только квартиры у человека вовсе нету. Опытные юристы от этого дела отказались — посчитали проигрышным и мелким. Наталья Масляева дело выиграла и вернула деньги.
Знания в юридической области Наталья добывала методом проб и ошибок и в интернете. А однажды ей скинули ссылку: проводится набор в Школу общественного защитника, организатор — благотворительный фонд «Русь Сидящая». Наталья подала заявку — и ее взяли.
«Это была очень интересная, очень важная учеба, — говорит она. — Я увидела людей, которые разделяют мои ценности, которые такие же “ненормальные”, как я. То есть, наоборот, нормальные люди, для которых права человека не пустой звук. Мне стало гораздо легче, потому что меня часто обвиняют в том, что я устройство нашей жизни считаю плохим: в Школе общественного защитника я окончательно поняла, что это не моя проблема — видеть все в черном свете».
Накопленный опыт и юридические знания, которые есть у Натальи, здесь не просто расширили и углубили — их систематизировали. Наталье это как глоток воздуха. То, что нам скучно, мелочно, «все равно ничего не получится», для нее повседневная, важная и любимая деятельность. Ей — и другим выпускникам школы — действительно «больше всех надо».