5 июня в Ростове отмечали день памяти святителя Леонтия. Грек по происхождению, в XI веке он был призван епископом на Ростовскую кафедру. Языческий мерянский город встретил образованного миссионера с недоверием. И сегодня ростовцы так встречают чужаков. Но слово Леонтия медленно, но верно приносило плоды. Меня всегда вдохновляли спокойное мужество и терпение ростовского епископа. Будучи в городе, я всегда стараюсь побыть в холодной тишине основанного им Успенского собора - христианского столпа Северо-Восточной Руси.
У гробницы святителя пахло каменной сыростью, свежестью роз и хризантем. Выйдя из собора, под пронзительными взглядами львов XIII века с кованых ворот, мы с замечательным краеведом, опальным священником Александром Парфеновым, поехали в заповедные места к реке Саре.
Стоял душный июньский день. Разбитая дорога увела нас от трассы туда, где гряды могучих холмов курчавятся смешанным лесом над разбухшей от дождей рекой. Наступали отраженные Ростовским озером мрачные сизые горы грозовых туч.
В селе Фатьяново с покатого холма окостенелым привидением поднимались растаявшие руины церкви Леонтия Ростовского. Крепка еще обмазанная цементом классическая колоннада, едва заметна, но различима роспись ротонды. В пустых стенах церкви устами о. Александра отражалась молитва ростовскому святителю. Кирпич остужали первые капли дождя.
В соседнем селе Филимоново за северной стеной сельской церкви начинается путь к горе Святой Марии — летописному урочищу, где природа сплелась в неразрывную связь с преданиями глубокой старины. Над крутой горой, поросшей лесом, улеглись грозовые облака. Их иссиня-черный отсвет соткал мрачный покров над курганами и селищами. Узкой тропинкой мы спускались к Саре. Она, пресыщенная водой, сильными потоками размывала берега. За рекой шли густым лесом. Вязы, ольха, клены и старые дубы укрывали ветвистыми кудрявыми кронами от усилившегося дождя. Под широкими стрелами папоротника искрился краснокнижный Петров крест, мигали огоньки незабудок и других цветов раннего лета.
Время замерло. О. Александр шагал впереди по тропинке, сжатой лесными великанами. Его льняное белое облачение, мешковина капюшона и лесной посох оживляли кадры «Андрея Рублева», пергамент летописей и сказаний. Мы укрылись в котловине у источника под узкой крышей святого колодца. Неистовствовали ливень и комары, а мы говорили о давнем и современном. Совсем близко холодным змеиным броском ударила молния и с оглушительным треском рассыпался гром. Когда мы снова поднимались к Филимонову, дождь утих. На западе маслянистым пятном пробивалось вечернее солнце. Гора посуровела, потускнела. Складки холмов курились банным паром умытой земли.
Легкий ветер доносил глухое ворчание Никитинского карьера. Уже не первый год он подтачивает гору Святой Марии, грозит поглотить сокрытое в ней наследие. Борьба с карьером объединила местных жителей и защитников наследия. Тяжелые тоннары и самосвалы с щебнем разбивают единственную дорогу — связь деревень с большой землей.
Вымокшие, мы отогревались чаем в чистой, просторной горнице в доме одного из местных жителей С.Л. (имя изменено) — по-ростовски сурового и неулыбчивого мужчины, обсуждали, что делать. В арсенале вариантов осталось немного. Все письма и обращения сгинули в болоте чиновничьего безразличия. Остается одно — протест и желание отстоять свою землю от разорения. Вдали мерно и холодно лязгал карьер.
Перед возвращением в Ростов свернули к излучине Сары. Задолго до основания Ростова там шумел племенной центр мерян. В 30-е годы при большевистской власти величественное Сарское городище было полностью срыто и уничтожено под карьерные разработки. Его уникальные артефакты частично уцелели в экспозиции Ростовского музея-заповедника.
Сейчас на месте холма шумит хвойный лес. Земля затянула раны.
От уютной, пахнущей сиренью деревеньки Левина Гора на долину Сары открывается прекрасный вид. Краски особенно сочны на вечернем солнце. Вдаль убегают леса. Слева белеют храмы Ростова, справа шпиль церкви в Петровском. На горизонте средь холмистых полей маячат брошенные и возрожденные церкви и деревни.
Нужно защитить край «Руси изначальной». Гора святой Марии не должна разделить судьбу Сарского городища. Тайны сокрытые ее покровами еще поразят потомков.
Меряне - угро-финский народ. При чем Русь изначальная?
Сказано же
" Задолго до основания Ростова там шумел племенной центр мерян"
Но пришли цивилизованные византийцы с крестами и мечами, и крестили направо и налево племена угро-финских мерян.))))
Теперь вот опять денег хотят на свои мрачные византийские церкви и содержание византийских попов.