Я живу в том же доме, с тем же мужем (не последние 10, а в последние 50 лет), уже 20 лет не преподаю математику и 30 лет работаю в благотворительной организации "Гражданское содействие" и в правозащитном центре "Мемориал". В обеих организациях занимаюсь правами беженцев и мигрантов.
С 2002 года я была членом Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Благодаря этому кое-что полезное удавалось сделать. В 2012 году несколько членов Совета, в том числе и я, вышли из его состава. Для меня причиной этого послужило выдвижение на пост президента России Владимира Путина, что, по моему убеждению, нарушало часть 3 статьи 81 Конституции России, устанавливающей максимальный срок пребывания одного лица в этой должности - два срока подряд. Таким образом, гражданин может быть президентом один срок или два подряд. Больше он выдвигаться не может. Хотя для нас с уходом из Совета были утрачены некоторые возможности, о своем уходе ни разу не пожалела. Дальнейшее развитие событий только укрепило меня в этом убеждении. В 2013 году "Мемориал" и в 2015 году "Гражданское содействие" были внесены Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, на основании закона - позорного для тех, кто его принял.
Это клеймо в большой степени осложнило наше сотрудничество с представителями власти. Чиновники перестали приходить на наши полугодовые семинары по проблемам миграции, в которых многие годы всегда участвовали. Некоторые фонды отказались работать с нами. Нашлись даже и НПО - наши бывшие партнеры, - прекратившие с нами сотрудничество. Кроме того, в 2017 году вышло постановление правительства о создании реестра общественно важных НПО, в этот реестр по роду деятельности наши организации вполне подходили, но не могли быть признаны полезными, поскольку уже были внесены в реестр "иностранных агентов". Таким образом мы утратили возможность государственной поддержки. Возможность зарубежного финансирования также сократилась - несколько западных фондов были признаны нежелательными.
Процесс противодействия гражданскому обществу и демократии со стороны власти продолжается. Сейчас он выражается в надвигающейся процедуре, не имеющей законных оснований и калечащей Конституцию России и международное право. Однако надо отметить, что основную задачу закон об "иностранных агентах" не выполнил: наши неправительственные организации не удалось ошельмовать в глазах тех, кто нуждается в нашей поддержке. Число обращений к нам не уменьшается, люди жертвуют нам деньги. А главное, к нам пришло много замечательной молодежи. Эти молодые люди - новое поколение, которое так принято ругать, умеет многое, чего не умеем мы. Для них мир открыт неизмеримо шире, чем для нас, они владеют новыми технологиями и черпают информацию не из телевизора. Многие пришли к нам с более высоких зарплат и возможностей карьерного роста. Наша работа обретает новые формы, во время карантина мы освоили огромные возможности работы онлайн, провели несколько семинаров для юристов, конференцию для журналистов. Работы непочатый край: находим средства, принимаем по горячим линиям запросы на продукты и помощь, организуем доставку. Юристы помогают мигрантам обратиться в миграционные органы и в суд. Тем, кто находится в депортационных центрах, юристы помогают написать заявления в суд об отмене заключения под стражу. И тут их часто поддерживает руководство центров, опасающееся, что центры могут стать рассадниками инфекции Covid-19. Перед лицом общего врага люди стали проявлять солидарность. Было бы хорошо, если бы она сохранилась и в будущем.