«День Победы нужно спасать!» - так можно сформулировать позицию большинства экспертов LXVII заседания Воронежского клуба политологов, состоявшегося 27 мая в дистанционном формате.
С темой «Праздники как инструмент символической политики в современной России (на примере Дня Победы)» выступила профессор Высшей школы экономики (Москва), доктор философских наук Ольга Малинова. Государственные праздники – это инструмент конструирования коллективной идентичности (определение своей принадлежности к группе, к нации). Символическое содержание праздника часто используется в политических целях. Профессор напомнила, что День Победы в Европе празднуется 8 мая. В СССР 9 мая является праздником с 1945 г., но в период 1948–1965 гг. этот день оставался рабочим. С 1960-х формируются праздничные ритуалы: шествие к памятнику Неизвестному Солдату (с 1966 г.), военные парады. В период существования СССР военные парады на Красной площади 9 мая прошли в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы; с 1995 года – проводятся ежегодно (до 2008 г. – без боевой техники). С 2005 г. стартует ежегодная общественная акция по раздаче символических георгиевских ленточек. Георгиевская лента в дореволюционной России была принадлежностью наград за солдатскую доблесть – Георгиевского креста и Ордена Славы, - во время ВОВ восстановлена как гвардейская лента. В настоящее время георгиевская ленточка стала символом советского времени, а в Украине введено административное наказание за ее ношение.
С 2005 г. начинаются т. н. войны праздников - отказ руководителей прибалтийских стран участвовать в юбилейных торжествах. Празднование Дня Победы в 2015 г. бойкотировало руководство большинства стран ЕС, США, Канада, обвиняя Россию в изменении границ в Европе. В России в этот период формируются новые традиции: в 26 городах РФ проводятся парады Победы – происходит смещение идеи праздника со скорби по погибшим к восхвалению подвига советского народа. С 2012 г. в Томске стартует проект «Бессмертный полк» как демонстрация личной, семейной трагедии и победы. В 2020 г. акция «Бессмертный полк» прошла онлайн. Установлен новый День воинской Славы России – 3 сентября – День окончания Второй мировой войны (день всенародного торжества и обращения И. Сталина к народу). Ранее днем окончания мировой войны считалось 2 сентября – подписание Акта о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури».
Профессор Александра Глухова согласилась с выводами эксперта: День Победы 9 мая, пожалуй, единственный национальный праздник, который власти интенсивно готовят, практически не уделяя внимания другим важным датам нашей давней и современной истории: Дню народного единства, Дню независимости. Поэтому наряду с гордостью и благодарностью, которые все мы испытываем к нашим ветеранам, действия власти вызывают желание спасти праздник от излишней милитаризации, желания выпячивать свою силу. Парад Победы не должен быть поводом показывать новые образцы вооружений, усиливать фобии и ускорять гонку вооружений. Действительно, европейцы празднуют 8 мая под лозунгом «Никогда больше», демонстрируя желание избежать повторения этой трагедии. В СССР празднование проходило по завету Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто». Сейчас мы часто слышим агрессивные всплески: «Можем повторить!» Профессор предлагает вернуть празднику гуманистический смысл. Акцентом праздника должна стать мысль о том, что подобная война никогда не должна повториться.
Леонид Гончаров напомнил, что в советский период началом мировой истории была Великая Октябрьская революция, а Великая Отечественная война была лишь трагическим и героическим этапом мировой истории. Праздновали фронтовики, призывая не допустить повторения. Сейчас другое поколение, звучат мнения, что «можем повторить!». Акцент смещается от трагедии к славе и силе. Мы видим национально-консервативный поворот в риторике власти. На смену советской державности приходит российская державность – Российская Федерация участвует в боевых действиях в горячих точках, изменяет границы. Совершенно очевидна цель режима консолидировать нацию на основе памяти о войне. Власть пытается представить Россию как последнее государство, которое стоит на страже мира против фашизма, находясь в кольце врагов.
Владимир Инютин видит опасности гламуризации и политизации праздника. Например, фотографирование детей в форме создает искаженное, игровое представление о войне. Политизация проявляется в изменении хронологии Второй мировой войны: вслед за переносом даты окончания на 3 сентября поступили предложения перенести начало войны на 1938 год, на Мюнхенские соглашения. Задачей политологов является вернуть празднику истинный смысл – важность сохранения мира.
По мнению Михаила Жеребятьева, апелляция к относительно недавней истории, а именно к Победе над нацизмом, уже в 1990-е гг. удлинила историю современной России сразу на полстолетия, в чем молодое государство с тысячелетней историей и идеологически и поколенчески расколотое общество объективно испытывали потребность. Памятные знаки, братские могилы в населенных пунктах повышают значимость этих территорий. Напротив, историк Александр Никитин обратил внимание на угрозу потери интереса власти к историко-культурному наследию, кроме периода Великой Отечественной войны.
По мнению депутата Госдумы Андрея Маркова, победа в Великой Отечественной войне - центральное событие нашей истории. Поэтому кроме рисков, которые должны видеть политологи, важно не упустить положительные эффекты формирования символической политики. Например, акция «Бессмертный полк» возникла «снизу» и была моментально подхвачена россиянами. Общаясь с жителями сельских районов Воронежской области своего округа, депутат убедился, что они нуждаются в этой акции, они к ней готовятся, проводят в разных форматах. «В этом году многие искренне расстроились невозможности ее привычного проведения. „Бессмертный полк“ - это не просто возможность пообщаться друг с другом. Это возможность увидеть историю страны через историю своей семьи. Фактически, эта акция очерчивает границы нашей идентичности, позволяет восстановить историческую память до своих дедов и прадедов. Поэтому я считаю „Бессмертный полк“ рубежом, от которого происходит „рождение современной российской нации“. И я это говорю не как депутат Госдумы, а как обладатель живой памяти о войне, созданной рассказами деда, точнее его нежеланием рассказывать о войне, о ее трагических сторонах». Еще один ритуал Дня Победы - «минута молчания» 9 мая в память о погибших - сохраняется и исполняется большинством граждан абсолютно добровольно, государству нет нужды его навязывать.
Определяя баланс между общественной и государственной активностью в сфере символической политики, Андрей Марков считает позитивным помощь государства в восстановлении людьми своей истории. С этого года запущено множество интернет-сайтов, открыты и оцифрованы архивы – государство поддерживает интерес граждан к подвигам членов своей семьи. Интерес к истории увеличил межрегиональную мобильность людей, поиск и посещение мест захоронения своих родственников, спровоцировал личное общение людей на символической основе, без всякой бюрократии. «Такие акции, как „Бессмертный полк“, с одной стороны, сохраняют живую, подлинную историю о Великой Отечественной войне, а с другой - помогают конструировать нашу политическую нацию».
Мир – субстанция хрупкая. За прошедшие 75 лет мы стали об этом забывать.