Роюсь в своих архивах удивительных историй, там как раз есть позитивный контент.
Обожаю истории про спасенные домики. Вот одна из любимых. На фото — дом в Карелии финского архитектора Ларса Сонка (национальный романтизм, 1914 год постройки).
По проектам Сонка построены дачи президента Финляндии, композитора Сибелиуса, церкви в Хельсинки, Турку и Тампере и др.). Дом принадлежал брату архитектора, но во время советско-финской войны опустел. После 1945-го тут были ясли, потом гостиница для рабочих, затем его забросили. К 1990-м он практически развалился: не было окон, полов, части стен, черепицы на крыше. Таким его купила питерская пенсионерка Лидия Иванова.
Об архитектурной ценности дома они с мужем понятия не имели, просто искали место, где можно спокойно провести старость. Думали, восстановят его потихоньку и будут жить-поживать. Но спокойной старости не случилось. Как только Ивановы купили дом, "рухнули" деньги. По ее словам, ничего для ремонта нельзя было купить, ни гвоздей, ни краски. Два года хозяева жили без окон и дверей, потом все же взялись приводить наследие в порядок. Денег не было, ради ремонта продавали последнее.
«Сначала я сняла юбку — продала, — рассказывала Лидия Иванова. — Потом достала из шкафов все заграничные наряды и обменяла их на доски. Потом доски обменяла на стекла, стекла поменяла еще на что-то… Так, потихоньку, по кирпичику все и делали». Ради спасения дома Иванова с мужем даже пытались разводить в подвале калифорнийских червей на продажу. Бизнес не получился, черви расползлись.
Молва о том, как пенсионеры восстанавливают дом, разлетелась по округе. Как-то в разгар ремонтных работ нагрянули финские туристы и ученые – посмотреть. Походили вокруг дома и узнали в строении «руку» Ларса Сонка. Лидия Иванова только рот раскрыла, услышав, каким сокровищем обладает. «Я и обрадовалась, и огорчилась, — говорила хозяйка. — Толку-то от Сонка?» Но толк, все-таки, был.
Благодаря усилиям Ивановой дом признали памятником архитектуры регионального значения. В Куркиеки потянулись ученые, туристы, работники культуры из России и из-за рубежа. Приезжал даже 90-летний сын Ларса Сонка. Иванова принимала в своем доме членов правительства, съемочные группы, художников, спортсменов. Всей этой суеты не хотелось (спокойная старость, ау!), но ради денег на восстановление дома терпела.
Сегодня дом Сонка — самый красивый в Куркиеки. Внутри воссоздана обстановка старой дачи. У каждого предмета интерьера есть история. Многие вещи, по словам хозяйки «с ленинградской помойки» (мебель, зеркала, патефон и прочее дарили знакомые и родственники). Когда я последний раз была в этом доме, Лидия Иванова рассказывала, что бесконечно пыталась получить господдержку, но без толку (реставрация не завершена: многое нужно доделывать – переделывать и поддерживать).
«Из-за того, что учреждение негосударственное, никому до меня и этого культурного памятника нет дела. Если я не суечусь, не пишу письма, не ругаюсь – никто про меня не вспоминает». Ругается и пытается добывать средства на поддержание дома Иванова до сих пор.
В прошлом году фонд «Внимание» собрал почти 300 тысяч на реставрацию кровли. Дом принимает туристов — 80-летняя Лидия Иванова печет гостям калитки и рассказывает истории, продвижением и организацией отдыха занимается ее внук. Очень надеюсь снова побывать в усадьбе Сонка в июне и добыть интересных подробностей о доме и его неугомонной хозяйке.