Напомню читателям, что операцией «Первоцвет» называется комплекс мероприятий, проводимых государственными и общественными экологическими организациями с целью предотвращения сбора и продажи весенних раннецветущих растений.
С середины 70-х годов операция «Первоцвет» проводилась исключительно на общественных началах и инициатором стало Движение студенческих Дружин охраны природы. В настоящее время операция организуется и проводится в значительной степени государственными природоохранными органами при активном участии различных общественных экологических организаций.
В этом году операция «Первоцвет — 2020» начиналась тревожно. От Дружины охраны природы МГУ поступило сообщение, которое позволю себе частично процитировать: «В последние несколько дней в Москве возле станций метро «Белорусская», «Калужская» и «Тимирязевская» были замечены торговцы цветами, у которых среди прочих были букеты подснежников (галянтусов). Подснежник складчатый Galanthus plicatus и подснежник белоснежный Galánthus nivális – редкие растения, занесенные в Красную книгу России. Вероятно, они были привезены браконьерами из Крыма. Проблема может оказаться шире и затрагивать не только Москву. Чтобы понять ее масштаб, мы просим обращать внимание на людей, торгующих цветами - нет ли у них маленьких букетов подснежников или других первоцветов. Их не всегда просто заметить среди остальных цветов, пожалуйста, присмотритесь!».
Что и говорить, возникла ситуация, вызывающая немалое беспокойство. Поэтому для начала связываюсь с экологическими активистами Крыма. Здесь привожу их ответы с некоторыми корректировками.
«На трассе между Алуштой и Ялтой часто торгуют».
«Я такие подснежники не один раз видела в огородах у людей... И торгуют ими не только на трассе, но и в каждом столичном переходе...»
«На каждом рынке в Севастополе торгуют. По крайней мере в Гагаринском районе».
«У моей мамы их половина палисадника растет. И у всех соседей. В селе это самые обычные цветы».
«Да и у нас также. Плодятся они отлично, урожай дают хороший. Хайп и отвод глаз от реальных проблем!!!»
Как говорится: «Уппсс!» Проблема (в который уж раз) обернулась несколько неожиданной стороной. Но для уверенности связываюсь со своей бывшей дипломницей, работающей сейчас в Адлере. Ниже привожу ее ответ с некоторыми изменениями.
«Можно даже никуда не идти, здесь уже около месяца продают и подснежники, и морозник. Вот только продают бабули, а им все равно, что они краснокнижные. Я мельком спрашивала: днем по одной цене продают, вечером намного дешевле. … Видела вчера, но ничего толком не ответили ("Не хочешь брать, не бери"). Даже на предложение продать луковицы ответили отказом».
Как говорится, не прибавить, не убавить… Но оставалось еще проверить наличие торговли в нашей области. За неделю до 8 марта (в эти дни пик торговли цветами) члены ДОП ВГПУ направляются в места возможной торговли первоцветами, т.е. на рынки, к различными супер- и минимаркетам, а также в самые оживленные места нашего города. Сообщения начинают поступать уже с понедельника.
«Обнаружена торговля пролесками на рынке на ул. Димитрова. Мы говорили с продавцами. При повторной проверке торговля первоцветами не обнаружена».
«Видели торговлю возле «Галереи Чижова». Обычные синие подснежники. Причем нас уверяли, что они тепличные. При повторной проверке первоцветов не обнаружено».
«Прошли вдоль всего проспекта Революции. Первоцветов нет».
«Ленинский проспект. Остановки «Арзамасская», «Гвардейская», «Нижняя». Первоцветов не продают».
«По всему Ленинскому проспекту и на пересечении улиц Грамши и Чапаева торговли первоцветами не выявлено».
«Московский проспект. Остановка «Политехнический институт». Торгуют «мимозами» и тюльпанами. Первоцветов нет».
«Вдоль всей улицы Кирова торгуют «мимозами» и нарциссами. Первоцветов нет. В одном месте был крокус, но, похоже, тепличный».
«Улица Космонавтов. Первоцветом нет».
«Улица Домостроителей, возле «Ленты». Похоже, первоцветов нет».
«Юго - западный район, минирынок на остановке «Ул. Комарова». Первоцветов нет. Торгуют только тюльпанами».
«Березовая Роща, первоцветов нет. Только тюльпаны, «мимозы» и нарциссы».
В общем, город Дружина охраны природы ВГПУ, похоже, «прошерстила» достаточно полно. Не обнаружено никаких признаков торговли «краснокнижными» видами. Торговля местными пролесками обнаружена только в двух местах, да и там (не без нашего участия!) её быстро свернули.
Теперь перехожу к сообщениям из области.
«Россошь. Первоцветов не обнаружено».
«Павловск. Первоцветами не торгуют».
«Каменка. Нет торговли первоцветами».
«Петропавловка. Торговли первоцветами нет».
«Бутурлиновка. Первоцветами не торгуют».
Выводы по результатам проведенного мониторинга:
1. Массовая торговля «краснокнижными» видами первоцветов наблюдается либо в местах сбора (Крым, Кавказ), либо в Москве (самый емкий рынок сбыта). При этом значительная часть растений поступает из теплиц и личных подсобных хозяйств граждан (хотя незаконный сбор в дикой природе, похоже, также «имеет место быть»), что заставляет посмотреть на проблему в несколько ином ракурсе.
2. В Воронеже и области торговли «краснокнижными» видами не обнаружено, а торговля первоцветами (пока!) носит единичный характер (а в области вообще отсутствует).
3. В течение ближайшего месяца торговля первоцветами местных видов (прежде всего, пролеской сибирской и ландышем майским) в Воронеже может активизироваться, так что расслабляться особо не приходится.