В первый день марта, по официальной версии, у Иосифа Сталина случился инсульт. Именно с этого дня начинается фильм «Смерть Сталина», снятый по материалам одноименного французского комикса.
Картина запрещена в России, т. к. «оскорбляет достоинство российских граждан и искажает историю страны».
Конечно, фарс, снятый по комиксам, не может претендовать на историческую подлинность. Тем более, что события шести месяцев борьбы за власть уплотнены до трех дней.
Да и с темой смерти в русской культуре не принято шутить.
И Сталин является для нас сакральной фигурой – это показывают регулярные опросы общественного мнения. И его сакральность лишь укрепляется от диких попыток объявить его злодеем.
Да и не каждому зрителю понравятся кадры, как синие околыши хватают без разбора народ из квартир и тащат в застенки, а то и сразу к стенке. Могут не понравиться глуповатый и жестокий Жуков, конформист и рохля Маленков, коварный и обаятельный Берия, зловещий и кровавый Хрущев.
Но имеем ли мы право упрекать создателей фильма и авторов комикса за этот псевдоисторический фарс? Не думаю. Ведь не они придумали все эти сюжеты – это сделали мы сами, что-то еще в 50–60 годы, что-то во время перестроечной вакханалии. И придерживаемся этой версии до сих пор.
Так что это упрек нам, ведь мы сами выдали миру развесистую клюкву.
Меж тем фильм привлекает внимание бытовыми деталями, великолепными реальными костюмами и очень похожими на подлинник декорациями.
Не могу сказать, почему этот фильм запрещен к прокату в России. Может быть, тема транзита власти слишком актуальна для нас?
Как бы то ни было, полагаю, что запреты вредны.