В декабре 2019 года в Ярославской области прошли акции протеста против строительства целлюлозного комбината на Рыбинском водохранилище. Более 55 тыс. жителей региона подписали петицию, 38 тыс. подписей из них собрали рыбинцы. Это 38% трудоспособного населения города.
Бумажная война
С тех пор прошло два месяца. Со стороны могло показаться, что борьба на этом остановилась. На самом деле это не так. Письма отправили различным государственным структурам и ведомствам. Подписи жителей и требования передали Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, Михаилу Мишустину, в Госдуму и Совет Федерации.
Копии требования переслали руководителям и законодательным собраниям всех областей, которых затронет ЦБК. Представители Ульяновской и Астраханской областей так и не дали ответа. При этом губернатор последней, Игорь Бабушкин, — сам уроженец Рыбинска, у нас были большие надежды на его поддержку. Среди ответов было много формализма и отписок. Авторы ссылались на то, что решение еще не принято, на то, что все под контролем.
Удивил ответ от Костромской областной думы о том, что решение подобных вопросов не входит в их компетенцию. Министерство экологии Нижегородской области выразило озабоченность намеченными планами строительства, но их депутаты после бурного обсуждения так и не смогли прийти к единому мнению. Среди формалистов так же оказались Саратовская и Волгоградская области, Республика Чувашия. Возможно, они посчитали, что проблема их не коснется.
Письмо президенту
Противостояли нашей работе сторонники строительства. Олигарх Алексей Мордашов и губернатор Олег Кувшинников пригласили президента Владимира Путина на закладку первого камня в целлюлозный завод и предложили провести заседание Госсовета по вопросам экологии и охраны окружающей среды. Письмо датировано 30 января, а закладывать камень решили уже 17 июля 2020 года. В тексте есть еще два важных момента. Во-первых, Мордашов и Кувшинников утверждают, что Путин поддерживает строительство ЦБК. Во-вторых, что проект уже «находится в высокой степени готовности» – то есть признаются, что врали и продолжают врать жителям.
Ответное слово
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов не стал медлить и уже 31 января направил свое обращение президенту. В нем он рассмотрел перспективы и последствия строительства:
- влияние на экологическую обстановку на территории всех регионов Волжского бассейна;
- экономический эффект: по заверению Кувшинникова, доходы от завода составят около 7 млрд руб. в год. На нацпроекты «Оздоровление Волги» и «Чистая вода», которые загубит ЦБК, планируют направить 450 млрд руб;
- социальная напряженность в обществе, а следовательно высокий протестный потенциал. В Ярославской области за три последних месяца состоялось 25 акций против целлюлозного завода.
Обращение Миронова Путин передал премьеру Мишустину с поручением: “Прошу рассмотреть, проработать с заинтересованными ведомствами и доложить Ваше мнение”.
Общественным обсуждениям – быть!
Прокуратура посчитала, что обсуждение должно проводиться не только в Вологодской, но и в Ярославской области. По мнению природоохранных прокуроров, сточные воды завода неизбежно окажутся в Рыбинском водохранилище и по течению попадут в ярославскую акваторию.
Компания «СВЕЗА-Лес» оспорила это предостережение в Кировском суде Ярославля и выиграла иск. Однако природоохранная прокуратура и департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области обжаловали решение первой инстанции в областном суде.
Окончательный вердикт областного суда: предостережение природоохранной прокуратуры законно, обсуждение должно проводиться и в Ярославской области.
Число противников строительства растет
К протесту присоединились:
- Общественная палата области. Они рассмотрели этот вопрос и направили замечания в федеральную;
- Уполномоченный по правам человека ЯО взял на контроль и проинформировал Татьяну Москалькову – уполномоченного по правам человека в РФ, так как проблема затрагивает интересы жителей нескольких регионов;
- Депутат Госдумы Владимир Бурматов в своем Instagram-канале написал: “ЦБК действительно крайне опасный с точки зрения экологии объект. Одна только история с Байкальским ЦБК, который уже сколько лет закрыт, а последствия его деятельности еще придется расхлебывать десятилетиями, чего стоит. А тут а) водохранилище; б) угроза Волге; в) биосферный заповедник в зоне непосредственной опасности.”
- Депутат Госдумы Илья Осипов в своем Telegram-канале: “Буквально вчера получили ответ Минстроя, в котором четко выражена отрицательная позиция по поводу строительства в связи с непоправимым вредом для окружающей среды!”
- Депутат Госдумы Валентина Терешкова обратилась к заместителю председателя правительства Виталию Мутко. Она попросила его оказать содействие в переносе места строительства ЦБК в «иное место, не оказывая значительного экологического воздействия».
Санкт-Петербург с нами
Совсем недавно десятки петербуржцев вышли с одиночными пикетами и поддержали жителей Поволжья, Удмуртии, Башкирии и других регионов, сражающихся против строительства Судского ЦБК, сжигания токсичных отходов и уничтожения горы Куштау. С инициативой выступило Российское социалистическое движение в СПб.
Деньги против интереса людей
Сейчас по сути идет противостояние между интересами бизнеса и экологически безопасной жизни людей. Но все больше и больше государственных чиновников поддерживают жителей, выступающих против строительства целлюлозного комбината. Это значит, что мы становимся сильнее и шансы одержать победу растут. Поэтому мы продолжаем свою работу ради нашего с вами будущего.