«Острова» – довольно раскрученная в узких кругах история проекта Leader-ID.
Первый «Остров» прошел во Владике летом 2018 года. Он был крутышечным. О нем говорили, чуть не пуская слезу от восторга. Второй был в технопарке «Сколково» летом 2019 года. Говорят, там кормили протухшей едой, а некоторые лекции были слабоваты. О нем говорили порой со слезами гнева. Третий – «Зимний Остров» в Сочи, который прошел 1-4 декабря, – оказался самым слабым за всю историю «Островов». О нем лучше вообще бы не говорить.
Едва ли тут есть какая-то серьезная отмывочная история с госденьгами в олимпийских масштабах. Но то, что полезность таких тусовок для бизнеса нулевая, – уже повод об этом поговорить.
Организаторы заявляли «Зимний Остров» как рабочий интенсив для полутора тысяч специалистов в сфере экспорта отечественных цифровых и образовательных технологий и продуктов. В числе организаторов «Островов» – Университет 20.35 (Национальная технологическая инициатива), АСИ, АНО «Цифровая экономика» и Минобр. Командует «Островами» спецпред президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков (не путать с пресс-секом Дмитрием Песковым).
Участие в «Зимнем Острове» было бесплатным, проезд и проживание – за свой счет. Это не супербольшие деньги для бизнеса, но и потраченная лично мной «двадцатка» ни разу не окупилась.
Нас, предпринимателей, было на форуме не так много – хорошо, если процентов 20%. Под предпринимателями я имею в виду малый и средний бизнес – таких гигантов, как МТС, (еще пример) и другие полугосударственные корпорации уже давно никто не считает за настоящий бизнес. Так вот, большинство народа из бизнес-тусовки говорили в кулуарах примерно то же самое – что «Острова» им не зашли. Расскажу коротко, почему.
Первое. Заход на бизнес не получился
«Острова» – это, по сути, продолжение истории типа «Селигера». Но если к аудитории «Селигера» государство худо-бедно нашло подход, то попытка наладить контакт с думающей аудиторией из бизнес-среды у него не получается. Когда у людей есть определенный уровень образования и дохода, они умеют анализировать и рефлексировать, они становятся более разборчивы. Во всем. Но особенно в том, что касается полезности. Сам заход с темой технологических стартапов на «Островах», как нам показалась, — потенциально успешный. Но с наполнением темы получилась беда – что-то пошло не так.
Например, та же карта технологических компетенций и longlife-learning для бизнеса – это супердавняя история. А на уровне государства до этого только дошли. Мы даже увидели некое такое миссионерство в глазах спикеров форума – они несли эту идею в массы на голубом глазу, чуть ли не как тренд наступающего 2020-го.
Второе. Ужас и восторг. Качество спикеров падает
Чтобы попасть на «Остров», надо пройти хитровыдуманный многоуровневый отбор. Куча тестов и процедур, к которым явно приложена рука человека. Система распределяет тебя на трек (секцию) форума, исходя из мотивации и компетенций. Я попал на кадровый трек, мне это было ближе. Но спикеры, которых я увидел, оказались фантастически слабыми. Например – эксперт Сколковской бизнес-школы Павел Лукша, который, по словам очевидцев, буквально блистал на «Острове» во Владивостоке в прошлом году. С его выступления в Сочи мы ушли через 10 минут после начала.
Лекция другого спикера – эксперта образовательных продуктов и практик «Иннопрактики» Андрея Комиссарова – об искусственном интеллекте я бы описал двумя словам. Это из серии и восторг, и ужас одновременно. Эдуард Бабушкин (HR-аналитик) отдыхает. Формально, лекция проведена, цель достигнута. Все, о чем он говорил, – довольно правильные вещи. Но это все для нас, бизнесовых людей, просто какой-то баян.
Еще на одной лекции нам рассказывали, как завести технологический стартап в образовательную среду. Но она сама по себе потеряла смысл: не по линии Минобра зайти в образовательную среду нереально. Сложилось впечатление, что люди из Минобра сами все понимали это, но не знали, как сказать, что обойти препоны и барьеры невозможно.
Одна из лекторов форума разделяет наше общее мнение – говорит, спикеры все слабее и слабее. Много «воды», голословных и поверхностных заявлений окологосударственных лекторов в духе: «Смотрите, мы тоже современные». На самом деле, никто ничего развивать не собирается.
Третье. Лузеры у микрофона
На экспортном треке вообще почему-то собрались одни ноунеймовые неудачники. В прямом смысле этого слова. Туда не позвали ни одного спикера, который имел бы успешный опыт в экспорте технологических стартапов. Ни одного хоть чем-то известного спикера.
Даже в моем круге знакомых есть такие, кто мог бы поделиться опытом. Довольно успешные и раскрученные. Но их почему-то не звали. Видимо, круг знакомств Дмитрия Пескова уже, чем мой.
В итоге количество неудачников в одной локации просто зашкаливало. И это тоже не только мое мнение. Получали ли спикеры какие-то деньги за свои выступления? Сложно сказать. Кто-то говорил, что часть из них что-то получают за свой спич. Но, думаю, далеко не все – кто как договорится.
Четвертое. Холиварчик с соглашениями
После форума в общей рассылке на 1000 человек появилась инфа, что соглашения о намерениях, которые подписали стартаперы от образования с представителями технологического бизнеса – профанация. Это был такой холиварчик, на самом деле.
Потому что все помнят, естественно, никто из бизнеса не хотел подписывать эти соглашения – качество стартапов оставляло желать лучшего. Но у тех же представителей вузов, оказывается, есть KPI по этим соглашениям – они ходили по предпринимателям и клянчили: «Ну подпишите, пожалуйста!». Может, единичные соглашения и правда будут работать. Но не 236, о которых пишут в новостях.
Мы говорим с вузами на разных языках. Тот же KPI для них – это результат одобрения, но не достижения и полезности. Для нас в бизнесе KPI сам по себе не имеет ценности. У нас нет понятия «для галочки».
Пятое. Соусы Heinz как вишенка на торте
То, что на «Острове» круто, говорили только юноши и девушки нежного возраста. Они в принципе испытывают от таких мероприятий перманентный интеллектуально-эмоциональный оргазм. У вузов и компаний по линии Минобра другая история – «мы не можем не поехать». Из полезности для бизнеса там не было ровным счетом ничего. Кроме, может быть, нетворкинга – визитками до жопы обменялись. Но связи и контакты можно заводить и на других более полезных тусовках. Не за счет госбюджета.
И, да, вишенка на торте: нам раздавали еду в бумажных пакетах, в которых всегда и непременно был соус Heinz в маленьких пластиковых контейнерах. Я ничего не имею против Heinz. Но есть его было нечем. Деталь, которая показывает, как бездарно все организовано в плане полезности.
Меня привело на «Остров», скорее, любопытство. И я в полной мере его удовлетворил – увидел, как никчемно расходуются государственные деньги под соусом полезности для бизнеса, его «диалога» с государством и развития цифровой экономики.
Андрей Курбатов, маркетолог, участник «Зимнего Острова» в Сочи:
– В целом, грусть и печаль. Обещали что-то интересное и полезное. Первое, что я увидел: на «Остров» приехали не сильно замотивированные люди. Второй момент, который удивил, – я подавал заявку на кадровый трек, а меня определили на экспортный. Зачем тогда весь этот сложный отбор и мои пожелания?
Контент был уровня попсовых бизнес-тренингов, где людям надо сначала объяснить, что вообще происходит и в какую сторону надо смотреть. Это не уровень экспортного трека, если он на самом деле нацелен на продвижение за рубежом. Любой предприниматель, которому стало тесно на российском рынке, даже слушать не станет подобное. Это как вернуться с последнего курса института в 6 класс.
Это говорит о двух вещах. Первая – организаторы не компетентны в теме бизнеса и получения реальных экономических результатов. Вторая – у организаторов количественные KPI, которые измеряют только в пределах мероприятия, а на все, что будет дальше с участниками, всем насрать. Например, в одном бизнес акселераторе, сделанном людьми из бизнеса, но по государственному заказу, учитываются финансовые результаты участников за год после начала обучения.