Второй раз за две недели мне пришлось посетить уютный Дом прав человека, что расположен совсем рядом с шумным центром на тихой улице Цюрупы в двух шагах от Петровского сквера и напротив Центрального военкомата.
На этот раз меня пригласила моя давняя знакомая и соратница по природоохранной борьбе Наталья Звягина. В Доме прав должна была пройти презентация и обсуждение доклада «Неравенство и мобильность: образ будущего глазами молодежи», подготовленного на основании социологического исследования, проведенного в России, Республике Беларусь, Украине и Армении. Я удостоился чести быть приглашенным на это мероприятие как эксперт, работающий непосредственно с молодежью на протяжении последних 22 лет.
Чуть раньше назначенного времени я подхожу к Дому прав и поднимаюсь в хорошо знакомый маленький зальчик. Там уже приготовлены чай, яблоки и кое-какие сладости, которые Наталья на правах хозяйки и организатора мероприятия предлагает мне попробовать, чтобы скоротать время, остающееся до начала заседания.
Пока готовят презентацию, я успеваю рассмотреть надпись на первом слайде «Чего можно добиться и стоит ли уезжать? Образ будущего глазами молодежи». Всего на семинаре присутствуют чуть больше десяти человек в возрасте от восемнадцати до шестидесяти без малого лет. Дальнейшие события я буду излагать так, как они мне запомнились, так что прошу не судить меня строго.
Наталья открывает заседание. Коротко она излагает основные тезисы проведенного исследования. Мне запомнилось, что далеко не вся молодежь связывает свое будущее с миграцией в Москву. Правда, названый процент желающих перебраться в столицу лично мне показался завышенным и не подтверждающимся лично мне известными сведениями (об этом чуть позже). Впрочем, бывает всякое! При этом молодежь Армении в большей степени связывает свое будущее с возможной миграцией в Россию, чем молодежь Беларуси и Украины, в значительной степени ориентирующаяся на Европу.
Следом за Натальей выступил воронежский гражданский активист, руководитель группы «Город и транспорт» (еще раз прошу прощения, если что-то написал неточно) Виталий Иванищев. Он охарактеризовал воронежскую городскую среду как вполне комфортную (при этом несколько раз проводились сравнения с Москвой). Оценки Виталия мне, как человеку также прожившему в Москве четыре года, были вполне близки.
Следующее выступление пожилого, но еще вполне бодрого человека (не запомнил его имени), назвавшегося специалистом по социологическим исследованиям, на меня особого впечатления не произвело. Наверно, потому, что я к социологии вообще отношусь весьма скептически (уж простите меня, деятели этой науки).
Выступление молодого человека, назвавшегося Евгением (врачом по образованию), вызвало больший интерес. Евгений поведал, что из его однокурсников около трети живут и работают за границей и возвращаться в Россию не собираются. Дескать, мы — не дураки, нам тут куда как более комфортно! При этом под комфортом подразумевались не только высокий уровень материального обеспечения, но и организация быта, а также в немалой степени возможность себя реализовать.
Следующее выступление молодого человека (имени также не запомнил) дышало политикой. Он заявил, что среди его знакомых почти все собираются уезжать за границу (да и сам оратор, похоже, разделял подобные планы), так как боятся наступления «эры фашизма — коммунизма», обвала экономики и т. д. и т. п. Что в России больше, чем где бы там ни было, процент антисемитов, шовинистов, националистов и т. д. и т. п. Кто этот процент считал, для меня так и осталось неясным.
Другой оратор, похоже, предприниматель, заявил, что в России экономике скоро наступит полный …. «кирдык», так как инвестиций нет, банки, до 2014 года хорошо «прокручивающие» зарубежные кредиты, закрываются один за другим. Ситуацию могли бы спасти крупные промышленные предприятия, но таковых в Воронеже осталось мало. Образование тоже скоро не спасет, так как правительство явно не намерено останавливать его «реформы», согласно которым знаменитые воронежские вузы вряд ли окажутся в числе ведущих. В общем, типа, спасайся, кто может!
Интересным было выступление студента историка педагогического университета, приехавшего в Воронеж из Луганска. Он уверял, что долго и тщательно подбирал город для дальнейшего обучения и проживания и в итоге остановил свой выбор на Воронеже. Здесь он также подбирал район проживания, остановившись на Березовой Роще. И вообще Воронеж, по его мнению, весьма классный город, превосходящий многие другие, находящиеся в географической доступности!
Дошел и до меня черед внести свою лепту в бурное обсуждение. Здесь я позволю себе поделиться теми данными, которые собираю с 2004 года. Итак, для выпусков экологов характерна следующая закономерность. По окончании по данному или близкому профилю работает или продолжает образование около половины выпускников, а затем каждые три года данная цифра снижается на треть. Причина тому стара как мир: подавляющее большинство студентов — девушки, которые имеют свойство выходить замуж, рожать детей и т. д. Кстати, позволю себе заметить, что сейчас понятие «работать по специальности» претерпело существенные изменения, но об этом я напишу как-нибудь в одной из последующих статей.
Географическое распределение наших выпускников в основном связано с Воронежем. В Москву перебрались считанные проценты. Еще меньше — в другие города (включая Петербург). Есть даже несколько человек, уехавших на Дальний Восток.
Материальный уровень молодежи заметно вырос. Сейчас даже студенты первокурсники, приехавшие в Воронеж на учебу, нередко имеют свои квартиры, а на выпускном курсе число таких возрастает до одной трети. Через пять лет после окончания обеспеченность собственным жильем уже стопроцентная! Так что вроде грешить на то, что плохо живем, как-то не приходится! В социальном плане воронежская молодежь также весьма активна (хотя малоактивна политически, что отнюдь не исключает наличие политических убеждений), о чем говорит наличие в нашем городе не менее десятка молодежных экологических проектов («Раздельный сбор», «Экодвор», волонтеры Гринпис, Дружины охраны природы и экологические отряды в школах и вузах и т. д.). Плюс всякие там педагогические отряды, исторические реконструкторские клубы и географические общества, волонтерские движения и т. д. Доля участия молодежи в выборах не ниже, чем среди других возрастных групп. В конце своей речи мне хотелось повторить бессмертные слова Высоцкого: «Не клевещи на нашу молодежь. Она надежда наша и оплот!» По выражениям лиц слушателей мне показалось (может, я и ошибся), что моя речь произвела на них впечатление.
Через два с половиной часа я покинул гостеприимный Дом прав и направился к остановке «Петровский сквер». С неба шел мелкий пронизывающий декабрьский дождик. Зима начиналась!