Жилье и городская среда – один из наиболее важных нацпроектов реализуемых в Ярославской области. Просто потому, что человек – существо социальное. Он и свой нынешний облик обрел исключительно после того, как начал обживать доступные пещеры.
Разница между первобытными людьми и современными – в том, что помимо собственно жилья нам нужны социальные пространства. Именно они и формируют то, что называется «городская среда». Сам факт того, что в этом проекте упомянута среда именно городская, уже говорит о том, что Россия стала урбанизированной страной – и вопрос организации сельских пространств снят с повестки дня. Между прочим, зря – поскольку именно отсутствие организованного пространства – это и есть одна из причин того, почему наши деревни продолжают терять население. Но Бог с ним, с крестьянским вопросом. О городах тоже можно поговорить не без интереса…
К примеру, недавно на портале индекс-городов.рф были опубликованы рейтинги качества городской среды большей части городов России. Ярославль с 209-ю баллами расположился в лидерах списка крупных городов. Максимальный балл – 219 – оказался у Сочи. Не такой уж большой отрыв, надо признаться. Дьявол же, как всегда кроется в деталях. Индекс формируется по шести показателям: «Жилье и прилегающие пространства», «Улично-дорожная сеть», «Озелененные пространства», «Общественно-деловая структура и прилегающей пространства», «Социально-досуговая структура и прилегающие пространства» и «Общегородское пространство». Максимальный балл по каждому из них – 60, «зеленый» рейтинг показатель получает, если в численном выражении переваливает за 30.
Уже на этой стадии за наш город становится несколько неловко: «Озелененные пространства» набрали всего 29 баллов, оставшись «синими». Это в городе, который считается Меккой туризма на всей Верхней Волге и официально является столицей «Золотого кольца России». Удивляться, впрочем, нечему: застройка требует жертв – в одной только старой части Красноперекопского района ими стали несколько зеленых зон. В Брагино застраивается единственная природная жемчужина района – Павловская роща. Во Фрунзенском районе есть усадьба Коковцевых и прилегающий к ней жилой массив – но и к ним подбирается зона застройки. «Зеленый» статус традиционно высок в Заволжском районе с его борами и озерами, но… Их не всегда можно включить в «Озелененные пространства». Кто озеленял, к примеру, Тверицкий или Яковлевский бор? Они от природы «зеленые»…
Именно поэтому и к остальным позициям этого рейтинга доверие, мягко говоря, слабое… Возьмем, к примеру, улично-дорожную сеть – тут, правда, сложно обойтись без крепких эпитетов. Тем не менее, 30 баллов Ярославль набрал. А как не набрать? Дороги ремонтируются? Ремонтируются. Программа БКАД реализуется? Полным ходом… А то, что в Ярославле асфальт по этой программе на ремонтируемых улицах уже третью неделю укладывают то в снег, то в лужи – этого рейтинг не учитывает. В том же ряду и социально-досуговая инфраструктура с прилегающими к ней пространствами. Та же горка в «Юбилейном» парке, над которой потешалась вся Россия и которая попала даже в программу «Вечерний Ургант» - тоже прошла в этом индексе безусловным плюсом. Потому что программа «Решаем вместе» работает и должным образом финансируется. А уж что на эти деньги делается – вопрос второй. Ладно еще, когда во главе Ярославле стоял человек, может быть, и своеобразный, но имеющий неплохой опыт муниципального управления. При нем, хотя бы, выдерживались СНИПы на новые объекты городской среды. Сегодня реализация той же программы «Решаем вместе» вызывает только желание развести руками. Детские городки, к примеру, устанавливаются прямо на землю – ни о каком противотравматическом резиновом покрытии речи даже не идет. Хорошо, если место установки будет присыпано песком – но иногда строители обходятся и без того, как во дворе дома 53 б. по улице Павлова. Да и вообще: чего вкладываться в эти проекты, если городская власть одной рукой их возводит, а другой – демонтирует? Несколько десятков дворовых детских городков уже вывезено в неизвестном направлении, потому что жители не желают платить за их ремонт и содержание. То, что именно из их налогов это все и было оплачено, новую городскую власть не волнует от слова «совсем». Но это как раз не попало в упомянутый индекс.
Чуть лучше обстоят дела с общегородским пространством (33 балла) и общественно-деловой инфраструктурой и деловым пространством (39 баллов). Но за первое необходимо благодарить, скорее, еще советское руководство города и региона, а второе из последних сил формируют средний и крупный бизнес (мелкого, стараниями властей, уже практически не осталось). Выше всего у нас оценены «Жилье и прилегающие пространства» (40 баллов). Фактическую же оценку этому пункту дал недавний ветер и обильный дождь, перешедший в снегопад. Некоторые многоквартирные дома после этих катаклизмов до сих пор стоят без крыш. Но даже там, где крыши устояли, выйти из подъездов было решительно невозможно без надувной лодки или, по крайней мере, резиновых сапог. Высокий индекс по этому пункту можно попытаться объяснить эффективным решением проблем обманутых дольщиков или хорошей динамикой расселения ветхого и аварийного жилья, да вот беда: и дольщики пока со скрипом выбивают себе жилье там, где дома и так уже были в высокой степени готовности – и население аварийных домов, по большей части, ждет у моря погоды. Судя по информации, полученной на геопортале правительства Ярославской области, большая часть аварийного жилого фонда должна быть расселена в 2023-2025 годах. То есть очень не скоро даже по меркам неторопливой провинциальной жизни.
Так это мы еще говорим о сравнительно благополучном Ярославле, в котором живет только половина населения области. В смысле качества жизни даже не хочется вспоминать многострадальный Переславль-Залесский, для которого каждая зима может стать блокадной. Есть, к примеру, и такой город, как Борисоглеб, которому не повезло расположиться на трассе М8. Из-за этого по некоторым его улицам давно перемещаться можно исключительно пешком. И даже это – еще сравнительно благополучные районные центры. Попытка высчитать индекс качества городской среды в Некоузе или Брейтово обрекает составителей на необходимость оперировать значениями микроскопическими. Впрочем, федеральная власть, похоже, мало озабочена реальным положением дел в этом вопросе. Региональные и муниципальные чиновники об этом знают – и давно поняли, что красиво поданный в верха отчет перевесит любой фактический недочет.
Поэтому в рейтингах мы почти достигли уровня Парижа. И это при том, что у нас протекают крыши, асфальт укладывают в лужи, а детские горки устанавливают в кучу грязи. Называется все это нацпроект «Жилье и городская среда». И на бумаге он будет выполнен – в этом сомнений нет. Правда, как это отразится на жилье и городской среде… Хорошо, если никак. Но, судя по горке, крышам и детским городкам, реализацией этого национального проекта может стать разбитое корыто, у которого окажемся мы все.