Среди всех нацпроектов, реализуемых в России, демография является самым главным. Потому что страна – это именно народ и его язык, а не территория и уж тем более – не государство. Другое дело, что именно государство, как институт, обеспечивающий жизнедеятельность общества, должно создавать условия для приумножение народа.
В этой стратегии есть два пути. Первый, что называется, природный. Им Россия шла до, приблизительно, 1861 года, когда произошла отмена крепостного права. И на этом пути наша страна была не одинока: в принципе любое общество, основанное на сельском труде и патриархальной семье, прирастает именно за счет высокой рождаемости. Смертность – особенно детская – в таких обществах тоже высока, но избыток «человеческого материала» перекрывает запланированные потери. Когда общество переходит на следующую – индустриальную и постиндустриальную модель развития, меняется и ее демографический уклад. На смену 10-12 детям (из которых до репродуктивного возраста доживают 3-4) приходит небольшое количество детей, которых необходимо довести до высоких жизненных стандартов. Имеется в виду, в первую очередь, образование: в постиндустриальном обществе невозможно одной только передачей навыков от родителей к детям обеспечить им будущее. Но есть и второй важный аспект: если общество не желает за пять-шесть поколений полностью прекратить существование по математическим причинам – даже два ребенка в каждой семье не позволяют достичь так называемого «порога сохранения численности» - ему необходимо увеличивать продолжительность жизни каждого отдельного человека.
Как все это реализуется в России? Еще недавно на этот вопрос можно было ответить положительно. Но принятая – и еще совсем не оцененная населением в полной мере – пенсионная реформа заставила поменять на минусы практически все плюсы. Прежде всего, потому, что лишила потенциальных пенсионеров их главной функции – помощи своим взрослым детям в воспитании своих малолетних внуков. В том, что женщины в СССР и России выходили на пенсию в 55 лет, был глубокий социальный смысл. Если принять во внимание, что первые роды приходились на среднестатистическую женщину в 22-23 года, то это время как раз соответствовало 45-и годам ее мамы. Полтора года декрета, возможный второй ребенок… Как раз к тому времени, когда первенец отправлялся в школу, две его бабушки шли на пенсию. И, в сравнительно деятельном еще возрасте, становились помощницей своим дочерям в непростом деле воспитания и содержания детей. Сегодня эта схема полностью разрушена. Мало того, что возраст первых родов для сохранения такой схемы придется относить лет на 28 – про вторые при такой жизни речи и вовсе нет – так еще и помощь от старшего поколения, из которых трудовая деятельность к шестидесяти годам высосала все силы, переходит в категорию абстракции. В таком возрасте уже старикам, скорее всего, будет требоваться помощь от своих детей.
Что же предлагает нам, гражданам России, нацпроект «Демография» в Ярославле? Говоря честно, ничего нового. Спору нет, для повышения качества жизни населения наши города и села (которых, кстати, все меньше на карте Ярославской области) должны быть укомплектованы нормативным количеством детских садов и школ. Кроме того, взрослому населению необходимо предоставить возможность относительно дешевого – или вовсе бесплатного – переобучения и получения новых навыков, чтобы не пропасть в быстро меняющемся мире. В рамках этого же проекта в регионе идет строительство физкультурно-спортивных комплексов. Для старшего поколения предусмотрено создание системы социального автотранспорта, позволяющего по мере необходимости добраться до ближайшего медицинского учреждения.
Реализуется все это довольно вяло, причем дело не в деньгах. Наоборот: даже имеющиеся средства власти зачастую не могут освоить в полном объеме к имеющемуся сроку. К примеру, в Ярославле, согласно отчету мэрии, выложенному на официальном сайте, два садика во Фрунзенском районе – на улице Кирпичной и на улице Ярославской – исполнены, в лучшем случае, на четверть. Хотя еще в начале июня мэр Ярославля Владимир Волков гарантировал, что объект на Кирпичной будет сдан осенью. По некоторым запланированным объектам – как, например, школа в поселке «Сокол» - ясности в сроках начала строительства нет вообще. По ряду из них даже не проведены аукционы. А всего программа за девять месяцев нынешнего года исполнена на 22.7 процента. Конечно, есть еще три месяца. За это время можно вытянуть реализацию этого нацпроекта на 50 или даже 60 процентов. Но суть-то не изменится: кто-то из молодых семей откажется от первого или очередного ребенка, потому что его не с кем оставить, когда мама вынуждена будет выйти из декретного отпуска. А старый садик поблизости к этому моменту окажется переполнен.
Опять-таки, школы и детские сады – это прекрасно. Но сами по себе они базы для дальнейшей жизни не дают. А количество бюджетных мест в вузах сокращается. Да уже и в техникумах и колледжах некоторых бесплатно не учат.
Впрочем, если взглянуть на вопрос шире, городские власти действуют вполне предусмотрительно. Вполне возможно, что новые учреждения дошкольного образования обречены, на то, чтобы пустовать в самой ближайшей перспективе. Просто потому, что сегодняшний бум востребованности мест в детских садах связан с некоторой активизацией рождаемости в начале десятилетия. Затем картина стала неумолимо меняться. В прошлом году в Ярославской области родились всего 12386 человек, а умерли 18854. Это соответствует уровню смертности в 15 процентов. Компенсировать ее можно высокой рождаемостью, но… Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале нынешнего года выяснил, почему люди принимают решение не заводить детей. Почти половина – 44 процента принимает такое решение из-за недостатка денег. Четверти дети мешают в личной жизни – устроении карьеры, улучшении жилищных условий, возможной эмиграции. Девять процентов не имеют собственного жилья и возможности оплатить ипотеку. При этом реальные доходы населения даже по данным официальной статистики падают уже пятый год подряд, пенсионные накопления заморожены (то есть сегодняшним пятидесятилетним нет смысла рассчитывать ни на пенсию, ни на помощь своих детей), а налог на «самозанятых» планируется ввести с середины будущего года повсеместно.
Как в этой ситуации родителям брать на себя ответственность за будущее своего ребенка?
У арабской поговорки, первая часть которой стала заголовком, есть и вторая часть. А именно: «Смерть сильнее жизни». В жизни отдельного человека так оно и есть. В жизни общества шансы на долгую жизнь все-таки, имеются. Если, конечно, сам нацпроект «Демография» не просто выполнить полностью и в срок, но и вписать его в общую политику государства. Тогда, возможно, и местные органы власти начнут относиться к его выполнению достаточно серьезно.
А разве нашему правительству так важен народ в своей стране ?
Они все ПРИСОСАЛИСЬ к бюджету и газовой трубе ...
И мысли за границей ....
Тот путь, что вы назвали природным (профессионально грамотно, кстати), в 1861 году, конечно же, не закончился и вполне себе безмятежно продолжается... А тему вы осмысливаете очень нужную.
Когда я как безработный буду иметь пособие и обеспеченную жизнь,а не голодать, как щас, тогда я вам сделаю первого ребёнка. А щас сидите в дворцах и яхтах на золотых унитазах и мечтайте дальше.... Дармоеды халявщики.