Первый снегопад в Ярославле всегда приходит неожиданно. Так было при Волончунасе, так было при Нечаеве, при Малютине, при Слепцове… И вот теперь при новом мэре Ярославля Владимире Волкове, который на этой своей должности отчасти застал прошлую зиму.
Конечно, битвы со снегом в прошлом сезоне начались несколько позже, чем в нынешнем. Но они тоже были непростыми: коммунальное хозяйство несло серьезные потери. Сначала административной "смертью" геройски пал директор МУП САХ Эдуард Снежков. Потом волна оргвыводов докатилась и до заместителя мэра по вопросам коммунального хозяйства Михаила Кузнецова. Лето город прожил без главы этого направления – и, хотя вопросы реформирования САХа несколько ушли в тень, новый глава города неустанно напоминал главам территориальный администраций, руководителям соответствующих городских служб и управляющих компаний, что зима уже вот-вот – и необходимо к ней тщательнейшим образом готовиться. Подготовились…
В ночь с 29-го на 30 октября снега выпало, в общем, немного… То есть по меркам октября, 8 миллиметров осадков (9 сантиметров в пересчете на свежий снег) и температура в минус четыре градуса – это, конечно, апокалипсис. Но в реальности все это убирается за пару часов – по крайней мере, с основных городских магистралей. Особенно с учетом того, что к семи утра снегопад практически закончился. Как же городская власть отреагировала на этот вызов?
— На улицы города вышла 21 снегоуборочная машина и порядка 50-и рабочих. В тех районах, где для уборки требовалось больше техники, количество звеньев было увеличено, — объявил поутру исполняющий обязанности директора департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров. Масштаб, конечно, впечатляет: если поделить количество машин на протяженность основных проспектов, получится, что на один механизм приходилось что-то около семи километров. Не зря мэр отказался в нынешнем году проводить парад снегоуборочной техники: масштаб получился бы явно не тот. Да и сегодня глава города «бросил на амбразуру» своего подчиненного. Впрочем, чему тут удивляться? И в свою бытность мэром Переславля-Залесского Владимир Волков редко обращался к народу, когда происходило что-то неординарное и мало пригодное к личному пиару.
К восьми утра город уже плотно стоял в девяти и десятибалльных пробках. Как всегда, страдали жители Фрунзенского и Красноперекопского районов, упираясь в забитый от самых «Крестов» Московский проспект; брагинцы, которые безо всякого снега маются из-за ремонта Тутаевского шоссе по программе БКАД, и заволжане. С одной стороны, глупо на мэрию пенять, если на колесах резина лысая, да еще и летняя, да, в придачу, и голова дурная – с семи до десяти часов утра одни только «Яндекс-Карты» зафиксировали на главных улицах Ярославля около десяти ДТП.
Но у этого вопроса есть и другая сторона: если мэрия не может справиться со снегом и дорогами, то не было ли смысла как-то принять меры против дураков? Прогноз погоды за три дня недвусмысленно предупреждал о том, что снег будет и, судя по всему, снег серьезный. И где призывы властей к ярославцам – отказаться хотя бы на одно утро от личного автотранспорта? Куда подевался «снежный билет», столь удачно опробованный предшественниками нынешних руководителей города? Почему большегрузный транспорт продолжал ходить там, где он может при гололеде парализовать вообще все движение – как и случилось на Суринском путепроводе, где фура, которую развернуло на льде закрыла, фактически, две полосы? Одно только МЧС предупредило заблаговременно о снегопаде, но в своем ключе: дескать, возможно налипание снега на провода. Хорошо, если бы он весь на провода налип, а до земли не долетел – да вот беда: не все еще провода вернулись на опоры после недавнего урагана.
К гадалке не ходи, последуют огрвыводы – новый мэр скор на расправу. Правда, как это поможет в следующий раз обуздать стихию – бог весть. Да и кадры, которые, как известно, решают все, для работы в условиях латания финансового «тришкина кафтана», удается находить со все большим трудом. К примеру, место заместителя мэра по вопросам коммунального хозяйства после ухода Михаила Кузнецова пустовало больше полугода. Да и до сих пор оно формально вакантно – по крайней мере, на официальном сайте мэрии города никаких движений в этом направлении не видно. Судя по всему, кандидатура победившего на соответствующем конкурсе Евгения Клейнбурда еще не утверждена главой городского самоуправления.
Любопытная деталь: по сообщениям автовладельцев, областные дороги начали чистить в четыре часа утра – и к семи, то есть к окончанию снегопада, они уже были в асфальте. Столь же оперативно было САХ по уборке центральных районов Ярославля – судя по всему, большая часть ресурсов сегодня утром была собрана именно там. Вот такая беда у нашего города: люди живут в одном месте, а ресурсы пребывают в другом. Но есть и радость: дней через пять все это псевдозимнее великолепие растает – и осень снова вступит в свои права. А ночь с 29-го на 30-е октября останется в памяти народной, как небольшой кошмар. Вот только – ноябрь на носу. А там – декабрь, к гадалке не ходи. Справятся ли 21 КПМ и полсотни рабочих с настоящими зимними снегопадами?