Брянские следователи СК РФ нашли виновную — главную и единственную, из-за которой, по их мнению, в феврале этого года воспитанники 5 детских садов областного центра массово отравились кефиром, произведенным на небольшом молокоперерабатывающем комбинате «Комол» из райцентра Комаричи
ЧП произошло 18 и 19 февраля 2019 года. Сразу в пяти детских садах Володарского района города Брянск (№141 «Жемчужинка», №149 «Сказочный», №20 «Катюша», №166 «Буратино» и №63 «Веснушки») стало плохо нескольким десяткам малышей (возможно, сотням — точного подсчета никто, кажется, не вел).
Однако общественность могла и не узнать об этом происшествии, а значит, и уголовного дела тоже бы не появилось. Тревогу забили в соцсетях родители ребят, которые ходят в детсад «Веснушка», — громко, не скрываясь под выдуманными «именами». Тогда, в феврале еще обсуждалась история с огромным количеством случаев то ли дизентерии то ли холеры, регистрировавшихся на протяжении всего декабря 2018 года в детсадах Москвы.
Брянские мамы и папы стали тоже подозревать неладное. Вскоре из новых комментариев всех прибывавших участников обсуждения произошедшего стало понятно, что «отравились дети» не только в «Веснушке». Но и в других детских садах. Однако примечательно было то, что все они расположены в одном — Володарском — районе Брянска, в «старой» его части.
Но вот, что удивительно было мамам и папам детсадовцев: никакой официальной информации на этот счет не было. Впрочем, удивляться этому не стоит.
Обычно руководители дошкольных учреждений не склонны выносить информацию о подобных инцидентах за их пределы. Никто за подобную «честность» из контрольно-надзорных органов заведующих детсадами не похвалит, да и разбираться придирчиво в причинах случившегося наверняка тоже не станет — так устроена «система». А руководящее место потерять влет можно: желающих прийти на смену всегда хватает.
Кроме того, поделились с «Брянским Ворчуном» заведующие двух дошкольных учреждений, никогда точно поначалу не знаешь, что вызвало недомогание или даже рвоту у детей: может, «один кто-то из группы заразу из дома принес, а она потом другим передалась», а может, дело и в приготовленной на детсадовской кухне еде. Самое верное и простое — отправить занемогших детей пораньше домой, вызвав с работы их родителей: пусть те дальше разбираются.
Так, собственно, и произошло. Из перечисленных детсадов родители стали массово забирать своих чад. Кто-то попытался сунуться в поликлинику, другие вызывали неотложку, но таковых в общей сложности, как вскоре выяснилось, было немного. За медицинской помощью, согласно официальным данным, обратились родители всего 6 деток. Большинство же предпочло «самолечение»: постельный режим и обильное питье. Кому оно помогло, неизвестно до сих пор. Но шумиха в соцсетях, подхваченная блогерами и СМИ, сделала свое дело.
Начались разбирательства. Подозрение специалистов почти сразу пало на молочную продукцию ООО «Комол» из брянского районного центра Комаричи. Это предприятие поставило накануне в детсады, в которых стало плохо детям, свой кефир. Проведенные в лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» исследования показали, что в нем... «живут» бактерии группы кишечной палочки (колиформы)...
С подачи Брянской областной прокуратуры (облпрокурор Войтович взял дело на личный контроль) следственные органы вскоре завели уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка, сбыт не отвечающей требованиям безопасности продукции, предназначенной для детей в возрасте до шести лет»).
Примечательно, на тот момент «Комол» в рамках бюджетных контрактов поставлял «молочку» не только в детсады Брянска. Но еще минимум в десяток различных государственных муниципальных и государственных учреждений, среди которых было много больниц. И директор молочного комбината Геннадий Харьков всячески старался убедить меня и потом уже других коллег, которые вначале почему-то ему поверили, что с производством пищевой продукции на «Комоле» полный порядок: претензий ни к ней, ни к нему быть в принципе не может!
Однако тогда санитарный контроль установил, что и хранение, перевозка и последующий сбыт молочной продукции ООО "Комол" тоже не отвечают требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. А это уже была епархия фирмы-поставщика продукции «Комол» — компании "Молочные продукты". Именно она вроде как числилась во всех бюджетных контрактах, не «Комол». Но ее, по ходу, почти не тронули. Несмотря на возбужденное уголовное дело: по крайней мере, больше официальных сообщений на этот счет как будто и не было.
Хотя вот что интересно. И «Комол», и «Молочные продукты» находились тогда по одному юридическому адресу: Брянская область, пос. Комаричи, ул. Ленина, 64, — только в разных, что называется, комнатах «сидели». Впрочем, по этому же адресу (номера офисов отличаются) была еще одна, говорят, фирма, которая торговала "молочкой", была, согласно открытым данным, ""связана" с "Комолом" и имела с ним созвучное название.
Как бы там ни было, через 8 месяцев после ЧП Следственное управление СК РФ по Брянской области завершило расследование уголовного дела по факту отравления воспитанников пяти детских садов. Обвинение предъявили не руководителю «Комола» или директору «Молочных рек», а заведующей производством ООО «Комол». Ей, выражаясь «прокурорским языком», вменили совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое отравление людей»).
По версии следствия, эта дама не выполнила санитарно-эпидемиологические требования по обеспечению надлежащего состояния производственного помещения ООО «Комол», что повлекло изготовление на предприятии в период с 18 по 19 февраля 2019 года кефира, не соответствующего нормативным требованиям безопасности по микробиологическим показателям. Установлено, что «в результате его употребления 16 дошкольников получили функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта». Уголовное дело уже направлено в суд.
Максимально возможная санкция по статье, которая грозит завпроизводством, — год лишения свободы. А так — штраф до 80 тыс. руб. или в размере получаемой зарплаты за период до полугода либо просто запрет занимать определенные должности на срок до трех лет. В общем, нечто подсказывает, что заведующая производством ООО «Комол» — обычная «стрелочница», которая взятой на себя виной, вероятно, уводит от должного наказания и ответственности кого-то более высокопоставленного и влиятельного. Тем более что возбужденная ранее статья предусматривает куда более жесткое наказание - вплоть до 6 (!) лет лишения свободы со штрафом до 500 тыс. рублей...