В современном Орле много самых разнообразных памятников и скульптур. Но лишь про немногие можно сказать, что они по-настоящему украшают наш город. Одним из таких редких и ценных монументов, безусловно, является памятник генерал-майору Л. Н. Гуртьеву.
Его автор - скульптор Е. В. Вучетич, один из самых известных и талантливых скульпторов советской эпохи, создатель целой серии памятников, посвященных победе в Великой Отечественной войне.
Скульптуры Вучетича еще при его жизни обрастали легендами. С годами их становилось все больше. Отблеск некоторых из этих легенд, окутывающих произведения Вучетича, касается Орла и некоторых окружающих его населенных пунктов. О них и пойдет сегодня речь.
История и предыстория памятника Гуртьеву хорошо известна в Орле и за его пределами. Поводом для создания орловского памятника послужила героическая гибель Леонтия Николаевича Гуртьева 3 августа 1943 года в трех километрах западнее деревни Калиновка. Он погиб во время минометного обстрела на наблюдательном пункте дивизии, закрыв своим телом командующего 3-й армией генерала А. В. Горбатова. После того как наши войска освободили город, Гуртьева похоронили в сквере Братских могил, там, где сейчас находится библиотека им. Бунина. 5 августа 1954 года на месте захоронения был установлен памятник работы Вучетича.
Позднее останки генерала и других погибших воинов были перезахоронены на Троицком кладбище. А в 1976 году памятник переместили на его нынешнее место, где до революции 1917 года находился плац Бахтина кадетского корпуса и проходили парады будущих офицеров. Теперь это сквер Гуртьева.
Орловский памятник Гуртьеву продолжил начатую скульптором Вучетичем в конце 1940-х годов серию военных монументов.
Начало этой долгой серии, прошедшей через всю жизнь скульптора и продолженной его учениками, было положено в 1949 году. 8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке был установлен монумент «Воин-освободитель» - бронзовая фигура солдата, который в одной руке держит опущенный меч, а в другой - спасенную немецкую девочку.
Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин-освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала трехлетняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина.
Любопытно, что на первоначальном эскизе памятника солдат держал в руке автомат. Но позже скульптор Вучетич заменил его на огромный меч. Есть легенда, что он сделал это по распоряжению Сталина, заметившего, что русский воин должен быть непременно с мечом.
Так ли это было или нет, но образ, найденный однажды, был повторен скульптором во множестве последующих работ, в том числе и в орловском памятнике, в котором генерал-майор Гуртьев опирается на саблю.
В дальнейшем тема холодного оружия была обыграна скульптором еще в ряде памятников, самые знаменитые из которых «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде
и установленная в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН композиция под названием «Перекуем мечи на орала».
В 1979 году, уже после смерти Вучетича, его ученик скульптор Лев Головницкий и коллега по работе над многими памятниками, в том числе Гуртьеву в Орле, архитектор Яков Белопольский объединили «Родину-мать» и «Воина-освободителя» в монументальную трилогию, взяв за основу фигурирующий в обеих скульптурах меч как символ войны и победы. Ими была создана третья скульптура «Тыл - фронту» в городе Магнитогорске, завершившая трилогию.
Смотреть скульптуры надо в порядке, обратном времени их создания. Сначала «Тыл - фронту», где рабочий передает меч солдату в начале войны. Затем «Родина-мать», поднимающая выкованный меч и зовущая на борьбу. И в конце концов, «Воин-освободитель», опускающий меч в Берлине, как символ завершения войны.
Чтобы посмотреть эти скульптуры в нужном порядке или хотя бы увидеть одну или две из них, жителю Орла придется отправиться в серьезное путешествие и преодолеть много километров. Хотя... Если очень захотеть, одну из скульптур можно увидеть, не уезжая далеко от Орла, а просто сев на электричку.
В поселке Поныри Курской области имеется персональный «Воин-освободитель», как утверждают сотрудники местного военно-исторического музея, созданный лично Вучетичем. И это еще одна легенда, сопровождавшая скульптора и его работы.
Сотрудники музея рассказывают, что в самом начале 1950-х, когда в Понырях восстанавливали разрушенный в войну железнодорожный вокзал, рядом на Привокзальной площади создавался мемориальный комплекс.
В него из одиночных могил перезахоранивали бойцов и командиров 15-й, 81-й, 307-й, 3-й, 4-й гвардейских воздушно-десантных дивизий 13-й армии, погибших на Курской дуге. Маршал Советского Союза Рокоссовский лично следил за этим строительством, неустанно добиваясь того, чтобы мемориал получился по-настоящему красивым. Рокоссовский лично знал скульптора Вучетича и, бывая у него в мастерской, видел хранившиеся там пробные варианты скульптуры «Воина-освободителя» для берлинского Трептов-парка. Одну из них он и попросил подарить для создаваемого мемориала в Понырях. Скульптор согласился, и вскоре памятник был установлен на Привокзальной площади. Позднее работу Вучетича с вокзала перенесли в один из скверов в глубине поселка, где она стоит и поныне.
Что это: красивая легенда о том, как знаменитый скульптор и маршал не пожалели сил на украшение поселкового военного мемориала, или реальная история? Как оказалось при детальном изучении этого вопроса, уменьшенных копий «Воина-освободителя» есть еще несколько. Помимо Берлина и Понырей, маленькие «Воины» украшают города Серпухов, Верея, Южно-Сахалинск, Тверь и Советск.
И при этом все они чем-то да отличаются друг от друга. Может, это тоже пробные варианты, сделанные Вучетичем перед тем, как изготавливать большой памятник? Или просто копии знаменитого монумента от безвестных подражателей, внесших отсебятину?
Трудно отделить во всех этих многочисленных легендах и музейных байках правду от вымысла. Да и надо ли? Есть и в легендах своя прелесть. Они подчас красивее и интереснее реальности.
Андрей КИРЕЕВ,
Дарья ФУРМАНСКАЯ