Буду краток, хоть я и не Владимир Владимирович.
9–10 апреля в Питере прошел 5-й Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Два дня на площадке гости из разных стран и регионов обсуждали, рассматривали, искали, решали, презентовали, дискутировали и обменивались очень умными/полезными/выгодными штуками на тему освоения Арктического региона. На форуме тусили представители 52 стран. На самом деле нет тусила там лишь губернатор Югры Наталья Комарова. Ну такое вот складывается впечатление по ознакомлении с фоторепортажем от URA.ru. Ознакомьтесь. Мне было бы интересно услышать стороннее мнение. Может, я не понимаю чего-то? Да я и не скрываю, что не понимаю. Не понимаю, почему ЮГРА осталась не у дел на этом масштабном мероприятии? Если не брать во внимание подписание соглашения о сотрудничестве с Курчатовским институтом в области образовательных проектов. Но и партнер-то этот не новый: в прошлом году с этим же институтом уже подписывали соглашение. Не было стенда Югры на форуме. Никаких экспозиций. Как считает наша дорогая Наталья Владимировна, «не в стендах счастье». В чем тогда, дорогая Наталья Владимировна, когда мероприятие подобного уровня?
Президент страны Владимир Владимирович сказал о форуме: «Объединяет своими благородными целями представителей экспертных и научных кругов, видных политиков, бизнесменов из разных стран. Тех, кто по долгу службы и по призванию вовлечен в решение важных, востребованных задач, связанных с освоением и гармоничным развитием Арктики, сбережением ее уникальной природы и самобытных культурных традиций живущих здесь народов». Хочется сказать: «Окей, Google, зачем Наталья Владимировна отправилась на форум?» Судя по публикации URA.ru — за селфи, за которыми губернатор Комарова отправилась на второй день, когда атмосфера уже подрасслабилась и часть статусных гостей разъехалась. А еще, оказывается, несмотря на то, что Югра — не арктический регион, тем не менее, по мнению губернатора, наш округ принимает какое-то активное участие в решении каких-то разных вопросов Арктики. А можно поподробнее? На сегодня я знаю лишь одну организацию, которая что-то пытается решать в области освоения Арктики, и, судя по всему, ей это удается в рамках сотрудничества с тем же министерством обороны. Это проект «Северный десант». В то время, как в Петербурге проходил тематический форум, команда «Северного десанта» вместе с военнослужащими Сил специальных операций продвигалась по той самой Арктике. На снегоходах. Это уже 11-я (!!!) экспедиция нижневартовского «Северного десанта», который в последние годы уходит в поход вместе с офицерами. Там они изучают и прокладывают маршруты, мониторят экологическую обстановку (да, Арктику тоже захламляют), отрабатывают навыки и задачи в условиях арктического климата, тестируют оружие, одежду, технику и прочее.
И это не прихоть местного бизнесмена — это желание Минобороны и концерна «Калашникова», который также партнер арктического форума. Выходит, Югре есть что презентовать на площадке «Арктика — территория диалога». Это как минимум наш, НАШ, югорский проект «Северный десант». Но ни слова об этом. Почему? Мне лично неизвестно. Я лишь могу догадываться, поскольку фигура командира «Северного десанта» неоднозначна. Об Александре Петермане в Нижневартовске и Югре слагают легенды и мифы различного толка, а на площадках местных СМИ лишний раз не упоминают. Если только, как выразился один из местных журналистов, «за хорошие деньги почему бы и нет».
Сегодня власти округа скромно молчат и делают вид, что не замечают «Северный десант». Никакого сотрудничества и точек соприкосновения. То есть тот самый случай, когда чиновники, видя перспективное развитие темы не пытаются даже пиара ради присоседиться! Странно. Для меня — очень. Когда прилетают два борта Ил-76 Минобороны в маленький Нижневартовск, их не встречает ни местный градоначальник, ни его замы. И эта практика отсутствия и отстраненности местных властей длится не первый год. То есть руководители города меняются, а линия поведения — остается. Такое ощущение, что передается по наследству. Может, от губернатора Комаровой? Я другого не вижу. В Югре мэров не выбирают — их назначает наша дорогая Наталья Владимировна.
Вот, кстати, о коренных народах Севера, с докладом о которых на форуме «Арктика — территория диалога» выступила губернатор: глава региона презентовала проект «IT-стойбище». Оказывается, в феврале проект «IT-стойбище» реализовали уже в знакомой нам деревне Нумто на территории одноименного природного парка. К сожалению, была я в Нумто в середине марта, а вот интернета там не было. Как-то так. Поэтому презентация проекта с интернетом в тундре — это слабенько, на словах.
Кратко не получилось, поэтому «лет ми спик фром май харт ин рашен»: региональные СМИ регулярно льют «воду» о том, что все хорошо, включая Нумто, в ХМАО все гуд и бэст оф зэ бэст — проблемы решаются, дома строятся, дыры на дорогах латаются, обратная связь с жителями работает. Ну такое, в общем, стандартный месседж для рупора властей. А на деле все далеко не так радужно — рост уровня протестности в регионе нам об этом говорит в том числе. Хотя если сравнить нас с какой-нибудь республикой типа Тывы, которая вошла в топ самых бедных регионов страны, то да, у нас все прекрасно. Или взять тот же рейтинг регионов по коррумпированности… а, нет, мы же в «десятке» лидеров по этому показателю. При этом правительство Югры умудряется принимать активное участие в решении разных вопросов не только в родном округе, но и в Арктике. И не в стэндах счастье — мы поняли. Но вопрос не раскрыт: в чем счастье-то пребывания Югры на крутейшей международной площадке? И как и какие задачи решает наш ХМАО в арктическом регионе?