Сижу дома, лечусь, башка не сильно соображает на деловые темы, а тут всплыли комментарии в ОК… Я давно наблюдаю за одним из «казачьих» форумов на «Одноклассниках». Сразу оговорюсь: адекватные люди там тоже есть, но их абсолютное меньшинство…) Внимательно прочитав все комменты, а также трехтомник Савельева «История Казачества» (1915 г.), пришел к выводу, что казак, как и помор — этноним, обусловленный профессиональной принадлежностью и географическим расположением… В Поморье — казак — это батрак, казачить — наниматься работать; в южных регионах (из-за специфики пограничной жизни) казак — чаще «военный наемник».
Соглашусь, возможно, возникновение термина относится к периоду Древнерусского государства, но искать национальную принадлежность сего явления бессмысленно, как и производить ее из каких-либо исторических народностей. Фактически история «того» казачества закончилась в 1945 году, с разгромом РОА и прочих…
История поморов заканчивается на наших глазах, когда у последних прибрежных колхозов отнимают квоты и убивают остатки традиционного быта…
В поддержание исторической «поморской» памяти я когда-то создал проект «Поморский ход», прошел тысячи километров по Белому морю на надувной лодке, был посвящен по обряду «поморского крещения» и стал «почетным помором».
Но помором от этого не стал. Невозможно сегодня восстановить те исторические функции, которые исполнялись этими категориями населения. Не нужна никому поморская рыба, как и умение махать шашкой: в современном мире рыбу мы покупаем в Норвегии и Финляндии, а сотня шашек (даже с цирковыми конями) легко опрокидывается дроном с ракетой и пулеметом.
Оттого часто «восстановление этнонима» привлекает людей малообразованных, недалекого ума, страдающих комплексом неполноценности, а то и попросту откровенных фриков. Думаю, в моем уме папочка «казачество» закрылась. Папочка «поморы» пока открыта, но, видимо, пишутся ее последние главы.)