Несколько лет назад мне на глаза попалась старинная орловская реклама. Пожелтевший лист бумаги с небольшим изображением велосипеда и столбиками мелкого шрифта под ним повествовал о существовавшей в начале ХХ века в Орле Фабрике велосипедов господ Малыгина и Сергеева.
Судя по длинному и витиеватому тексту старинной листовки, фабрика сулила своим потенциальным клиентам массу полезных услуг. Она не только собирала велосипеды из «английских частей», переделывала старые велосипеды на более современные и ремонтировала их, но и чинила моторы, ружья, музыкальные инструменты, часы, фотоаппараты и какие-то загадочные «искусственные ноги» (видимо, имелись в виду протезы). Изготавливала столярные инструменты и хирургические приборы. Занималась проведением и починкой электричества, телефонной связи и сигнализации. А также принимала на курсы по обучению ремеслам. Последнее гордо значилось под заголовком «Наука».
Когда я дочитала рекламу до конца, сразу возникло два вопроса. Первый — зачем столь многопрофильное предприятие надо было называть именно фабрикой велосипедов? Неужели только из-за моды на передовой вид транспорта или были иные причины? И второй — где же это все в Орле располагалось?
Ответить на них оказалось совсем не просто. В объявлении было указано два не очень информативных адреса. Телеграмму можно было послать по адресу: «Орел. Велосипедная фабрика». А письма — на Карачевскую улицу, в «дом Замятиной». Было ли так по-разному обозначено одно место или сама фабрика со своими многочисленными мастерскими была в одном месте, а на Карачевской было то, что сегодня назвали бы офисом, а прежде конторой? Для того чтобы понять это, надо было найти хотя бы один из этих адресов. Единственную ниточку к разгадке давала фамилия владелицы дома на Карачевской.
Фамилия Замятиных была мне уже знакома. Ее я встречала на старом Крестительском кладбище. Участок купцов Замятиных здесь и в наши дни можно увидеть за алтарем храма. Раньше его сразу можно было узнать по очень высокой и красивой кованой ограде.
Но несколько лет назад старинную ограду заменили на низенькую современную. На старом участке сохранился лишь большой черный памятник, сильно покосившийся и ушедший в землю. Под ним похоронены супруги — Дмитрий Прохорович и Пелагея Александровна Замятины, умершие в 1901 и 1904 годах.
Прошло немало времени, прежде чем мне удалось связать этих людей с конкретным адресом в Орле. И все же по именам, указанным на надгробиях, друзья, работавшие в областном архиве, нашли место расположения дома на Карачевской.
Оказалось, загадочный «дом Замятиной» и фабрика велосипедов всегда были рядом, в легендарном орловском квартале №36, там, где сейчас располагается памятник Н. С. Лескову.
Согласно архивным документам конца XIX века, дом Дмитрия Прохоровича Замятина на Карачевской улице стоял у часовни, там, где квартал делал небольшой изгиб и шел в сторону церкви Михаила Архангела. По сохранившейся до наших дней часовне расположение дома можно вычислить с точностью до метра. И даже найти его вид на открытке начала ХХ века с перспективой улицы Карачевской. В правой части открытки, у часовни, хорошо видны двухэтажный дом с изящным балкончиком, задрапированным тканевым навесом, напоминающим восточный балдахин, и примыкающие к нему одноэтажные каменные лавки с многочисленными вывесками.
Прочитать на них надписи, увы, не получается. Но не исключено, что одна из них та самая Фабрика велосипедов Малыгина и Сергеева. На открытке дом и лавки Замятиных кажутся очень маленькими. Но, судя по старинным картам Орла, это была довольно крупная усадьба, состоявшая из многочисленных зданий во внутреннем дворе, доходивших почти до берега Орлика.
Так что не исключено, что не только контора, но и все производственные и ремонтные мастерские были в одном месте. После смерти купца в 1901 году усадьбой владела его вдова Пелагея Александровна. Именно в этот период здание, где обосновалась фабрика велосипедов, именовалось «домом Замятиной».
Расположение дома позволяет предположить ответ и на первый из возникших у меня вопросов — почему владельцы решили назвать свое предприятие именно фабрикой велосипедов. В двух кварталах дальше по улице Карачевской, на перекрестке с 3-й Посадской (ныне Панчука), находился орловский циклодром. Место, где проводились все тренировки и соревнования Орловского общества велосипедистов. Вероятно, господа Малыгин и Сергеев, открывая свою фабрику и запуская ее рекламу, рассчитывали именно на его постоянных посетителей.
И до этой истории, бывая у памятника Н. С. Лескову, я каждый раз удивлялась, как на этом маленьком пятачке в центре старого города умещалось такое немыслимое количество домов, магазинов и производств.
Вот и фабрика велосипедов, оказывается, тоже была здесь. А сейчас, когда бывший квартал №36 занят только памятником Лескову и храмом Михаила Архангела, трудно поверить, что здесь вообще когда-то были дома.
А были они совсем недавно. Основная часть зданий квартала №36 была уничтожена на рубеже 50–60-х годов. Но бывший дом Замятиных видно еще на фотоснимках 1970-х годов. Скорее всего, его сносили уже специально для возведения в этом месте памятника, в 1981 году. Справедливости ради надо отметить, что из всех орловских монументов эта скульптурная группа с фигурой писателя, окруженного героями произведений, пожалуй, самая удачная. И если бы не знать, сколько прекрасных зданий стояло на этом месте прежде, можно было бы только радоваться тому, что наш город приобрел такой замечательный памятник.
Что стало с фабрикой и ее владельцами Малыгиным и Сергеевым после 1917 года, мне выяснить пока не удалось. Но в более поздних советских справочниках никаких похожих производств на Карачевской уже не числилось.
Автор благодарит за помощь в работе над статьей Илью Кушелева и Галину Шевчук.