Поздним вечером я вышел на балкон и смотрел на дорогу, заполненную автомобилями. Под окнами моего дома пролегает одна из центральных городских жил, движение насыщено.
Знаете, наверное, этот эффект, когда на дорогах появляется множество машин, образуется пробка, и правая сторона вся заполонена алыми огнями, а левая — огнями белыми. Этим можно залюбоваться...
Что-то вроде этого, хотя тут инвертировано:
Вот, в какой-то момент я вдруг заметил ту женщину...
ОТРЕЧЕННАЯ БЕДА
о т ч а я в ш е е о д и н о ч е с т в о
Женщина шла прямо по дороге. По проезжей части. По одной из полос. Прямо посередине. Шла спокойно. В дубленке с капюшоном, наброшенным на голову. И так отреченно шла...
Перед ней было свободное пространство, потому что она мешала автомобилям проехать. Автомобили сгруппировались позади нее, выросла еще одна пробка (в пробке). Те, которые видели причину — ее, бредущую по дороге — изредка сигналили. Но убеждались, что она не реагирует.
А она шла. Не пошатываясь, не петляя, а просто спокойно и очень медленно шла. И еще раз напишу: отреченно шла. Видимо, там, в ее мире, произошла какая-то беда...
Эта беда была видна в походке, в осанке, в движениях. Да, можно улавливать и понимать состояние человека через походку и все это.
На ней была дубленка. И еще драматичной деталью было вот что... Чуть пониже ее спины на дубленке был снег. Неровной полосой, но был налипший снег. Будто она где-то шла по улице, потом села на заснеженную скамейку, просидела там долгое время. и этот снег остался.
В холодном мире. Одна сидела долго. На холодной скамейке в пустом парке...
Она просто шла. Автомобили иногда посигналивали. Но никто из водителей не остановил машину, не вышел. Машины просто медленно двигались позади нее. Будто она была флагманом в этом авангарде.
Меня пробрало от и до. Под моим балконом шла она, видимо, выбросившая все на свете, отказавшаяся теперь от всего, что ее бы останавливало. Просто шла. С этим снегом на дубленке в районе поясницы. Это, правда, было сильно.
Если бы я был на улице, встретил бы такой случай, я бы подошел, подхватил ее под руку, сказал бы: «Послушайте, давайте отойдем, давайте поговорим, вы, кажется, не в порядке...». А тут я мерз на балконе с пляшущей сигаретой в пальцах. За моей спиной в доме были люди, задействованные в звукозаписи. Ии я просто смотрел... Потом жалел тысячи раз, что растерялся и не нашел силы бросить все, и выйти к ней. Ну, что поделать...
И так она ушла.
Так же светились правая и левая стороны автомобильной пробки. Одна — белые огни, другая — алые огни.
И потом я вспомнил стихотворение одного поэта, в котором говорится, что идет вот человек по улице мимо вас, а вы видите, что в его взгляде черная отрешенность... А вы не реагируете, идете мимо, будто это не ваше, будто кто-то придет на помощь этому человеку. А, тем временем, этот человек идет и снег ему кажется черным, там какая-то отчаянная беда. В том стихотворении говорилось, плюньте на все, подойдите, потому что у этого идущего мимо вас человека нет уже ничего... Кто знает, за какой предел он совершит следующий шаг.
В следующий раз я брошу все.
Обещаю.
Выйду и подойду.
Надеюсь, она выжила.
Падает снег, падает снег —
Тысячи белых ежат...
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека — обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда —
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «скорая помощь» тоже.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
И если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска —
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!