Господи, как же иногда раздражает свойство головного мозга считать по ночам не овец, а выуживать из подсознания странные вопросы навроде «куда приплывет бумажный кораблик, если его запустить от памятника на площади? А чем он станет потом? А если его судьбу связать с колесом Сансары и городской канализацией?». И ладно бы подумала и забыла, но нет, это же как навязчивая песенка, пока стопятьсот раз не прокрутится в голове — не отстанет.
Итак, допустим, пришла весна, таяние снегов логично завершилось ручьями, которые бодро стекают с пригорков, подчиняясь законам физики и планировке сетей городских коммунальных служб. Абстрактный кораблик из замечательной мелованной бумаги, тщательно натертой парафином для пущей живучести, запущен в один из ручьев в центре нашего города.
Далеко он по поверхности не уплывет, провалится в ливневую канализацию и попадет в систему ливневых стоков. А дальше?
А дальше начинается страшно интересная история про не очень широко афишируемую сторону человеческой жизни. Про отходы нашей жизнедеятельности.
Бумажный кораблик теоретически живуч, поэтому в ливневке рано или поздно он попадет в один из коллекторов, соединяясь с другими корабликами и не только с ними. Вся эта текучая и пахучая масса называется хозяйственно-бытовые стоки. Пока искала про них информацию, в одном из учебников нашла такие данные: «Средний состав этих отбросов состоит из бумаги — 65%, тряпья — 25%, древесины, пластика — 4%, других отбросов — 6%». Малоприятная смесь двигается в сторону Эжвы, к очистным. Туда же стекаются аналогичные группы отходов из Зеленца, Выльгорта, да и сама Эжва не отстает. До встречи с очистными сооружениями все отходы в канализации находятся в ведении горводоканала, располагающего, помимо сети коллекторов, насосными станциями и целой кучей разных трубопроводов. Что же потом?
Потом отходы и отбросы внезапно «переплывают» в епархию совершенно другого, не менее всем известного предприятия — «Монди СЛПК». Для меня было действительно открытием осознание того факта, что все сточные воды Сыктывкара, Выльгорта, Зеленца, Эжвинского микрорайона (не только наши «домашние» отходы, но и результаты деятельности таких «китов» местной экономики, как Зеленецкая птицефабрика с выльгортским филиалом, наша центральная городская котельная, объекты РЖД и аэропорта и прочая, прочая...) очищает международная компания Mondi.
Далее, на очистных, кораблик ожидает трудная судьба. Его отловят решеткой грубой очистки, поломают, разомнут и пустят в компост или захоронят в шламе. Но дух его пойдет дальше и дальше по технологической цепочке очистки. Уже бесплотный, кораблик с кубометрами очищенной от примесей жидкости пройдет через бактерий, работающих биологическим фильтром, отдохнет в искусственных озерах и увидит речные просторы в виде чистой воды.
Справедливости для надо сказать, что на этапе очистки и сброса воды в природу за работой предприятия следят, помимо непосредственно задействованных специалистов и рабочих, буквально все и каждый: экологи, общественники, хозяйственники, научные деятели и прочие товарищи, кому по роду деятельности положено курировать и контролировать состояние окружающей нас среды.
Не так давно, всего пару десятилетий назад, очистные сооружения предприятия находились в очень грустном состоянии, которое осталось в качестве «советского наследства». Ситуацию в прямом смысле спасли иностранные инвестиции и рационально-прагматический подход к делу новых акционеров комбината. На первое место вышли стабильность и устойчивое развитие предприятия, невозможные без долгосрочных вложений. На смену старой модели «загадить и уйти» пришла модель «работать долго в чистоте». На предприятии проводится планомерная работа по ремонту, реконструкции и модернизации очистных сооружений, направленная на решение двух задач: уменьшение забора воды из Вычегды и максимальная очистка возвращаемой в реку воды. Сегодня возвращаемая в окружающую среду вода почти такая же, как в реке, только немножечко чище.
Очень круто было почитать про «Инвестиционную программу развития в области водоотведения и очистки сточных вод «Монди CЛПК» «Реконструкция систем преаэрации 1-й ступени и вторичных отстойников станции биологической очистки на 2010 — 2012 годы». Название выглядит громоздко, а на самом деле документ вполне себе ясный и понятный, и, что важно, реализованный полностью. Почему круто? Потому что на бумаге черным по белому приведены сведения о фактическом состоянии очистных сооружений комбината. Состояние «до» было — обнять и плакать.
Дальше — круче. Проект BEST по модернизации очистных сооружений «Монди СЛПК» на 2013–2018 годы, за который предприятие получило международные оценки за ценный вклад в охрану окружающей среды. Этот проект, в отличие от предыдущего, лег на плечи комбината целиком и полностью и снова практически выполнен.
Пройдя всю технологическую цепочку по очистке воды, теоретический кораблик в итоге разделится — часть его осядет в виде твердых веществ и уйдет на переработку, отделенная и очищенная вода будет возвращена в природу, где попадет в цикл водоворота. А там историю бумажного кораблика можно отслеживать множеством вариантов, в котором мне больше всего нравится его воплощение в маленький хвойный росток. Но это уже совершенно другая история ?