Показатели смертности в России от злокачественных образований выше, чем в развитых странах. Такое заявление в июле прошлого года сделала вице-премьер Ольга Голодец. Рак — третья по распространенности причина смерти в мире и вторая — в России. Ежегодно, по статистике, рак уносит жизни 300 тысяч россиян. Шесть локализаций (молочная железа, шейка матки, предстательная железа, толстая и прямая кишка, кожа с меланомой, рот и глотка) определяют 54% заболеваемости и 40% смертности от злокачественных заболеваний. Как вовремя обнаружить опухоль и почему плановая диспансеризация практически бессильна в диагностике онкологии на ранней стадии, читайте ниже.
За 10 лет прирост заболеваемости раком составил 21,7%. На конец 2016 года на учете в онкологических учреждениях России состояли 3518842 пациента, или каждый сороковой россиянин. В 2016 году в России было выявлено 599348 злокачественных образований — или более 1600 случаев заболевания раком ежедневно. Это рекордное число за все время исследований. Такие данные приводит Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Министерства здравоохранения России в опубликованном в этом году отчете «Злокачественные новооборазования в России» (самые последние сводные данные по онкозаболеваниям).
При этом рост заболеваемости раком явился следствием такого положительного явления, как увеличение продолжительности жизни. Как отметил помощник Генерального директора Всемирной организации здравоохранения по неинфекционным заболеваниям Олег Честнов, «люди живут дольше и „доживают“ до своего рака». Подтверждают это и исследования института имени Герцена, согласно которым в возрастной группе 75–79 лет отмечается максимальный уровень онкозаболеваемости (1619 случаев на 100 тысяч человек, при среднем показателе 408).
Несмотря на большой процент «возрастных» больных, рак еще и стремительно молодеет. Всего за 10 лет число заболевших раком детей до 14 лет увеличилось почти на 10%. Больше всего «подросла» заболеваемость раком печени (+46% за последние 10 лет) и лейкемией (+17,44%).
Кировская область — лидер по заболеваемости раком…
Об этом заявил министр здравоохранения Кировской области Андрей Черняев, подводя итоги работы ведомства за прошлый год. Заболеваемость раком в Кировской области — 475 случаев на 100 тысяч населения. Это выше общероссийского (408) и среднего показателя по Приволжскому федеральному округу (424). В 2016 году в нашем регионе рак выявили у 6152 человек, в 2017-м — еще у 6214 человек. Внутри ПФО хуже, чем в Кировской, дела обстоят только в Пензенской, Самарской, Нижегородской и Оренбургской областях.
Всего за последние 10 лет число вновь заболевших в ПФО увеличилось на треть. Он занимает третье место среди федеральных округов после Северо-Западного и Сибирского.
…и по смертности от него
Ежегодно в мире от рака умирает около 15% человек из числа умерших. Со временем эта цифра лишь увеличится. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, через 20 лет показатели заболеваемости и смертности от рака займут второе место среди всех причин смертности людей в мире. Мужчины чаще всего умирают от рака легких (24%), женщины — от рака молочной железы (15%).
В нашей стране злокачественные опухоли являются причиной смерти около 300 тысяч россиян ежегодно, из них — более трех тысяч в Кировской области.
Так, показатель смертности в регионе по итогам 2017 года составил 233,9 на 100 тысяч человек, при среднероссийском показателе 201,62.
— Самая высокая смертность от злокачественных новообразований в Свечинском районе. Она почти вдвое выше среднеобластных показателей — 383 случая на 100 тысяч человек населения. На втором месте по уровню смертности — Богородский район с показателем 335, на третьем — город Вятские Поляны с показателем 332, затем следует Подосиновский район с 308 случаями, — пояснил Черняев.
Во многом обусловлено это низкой эффективностью методов ранней диагностики, когда заболевание «ловят» на третьей или четвертой стадии и купировать его уже невозможно.
Так, мы первые в России по частоте выявления рака ободочной кишки на последней стадии, когда пациенту уже практически нельзя помочь. Соответственно, в Кировской области самый высокий показатель смертности в России от этой формы рака в первый год после постановки диагноза — 40,8%.
Наш регион второй в стране после Северной Осетии по количеству смертей в первый год после постановки диагноза «рак желудка», а по выявляемости на четвертой, последней стадии — мы третьи в стране после Чукотки и Ненецкого автономного округа и худшие среди регионов ПФО. Рак желудка на четвертой стадии у нас выявляют в 55,7% случаев (в среднем по России — 40,3%).
Рак глотки на 4-й стадии в Кировской области выявляют в 67,9% случаев (в среднем по стране — 43,1%) — это худший показатель в ПФО, по стране — четвертый. Рак пищевода на последней стадии выявляют у нас в 49,4% случаев (в среднем по России — 30,65%). Этот показатель также худший в ПФО.
Рак печени на последней стадии выявляется в нашем регионе в 82,1% случаев (в среднем по России — 58,8%). В ПФО по этому показателю мы вторые после Пензы. На первой стадии выявляется менее одного процента раков печени в Кировской области и 2% случаев раков поджелудочной железы, в то время как на четвертой — 72%.
В целом в Кировской области на четвертой стадии выявляются 28,3% всех раков. Это на 8% выше, чем в среднем по стране. По этому показателю мы шестые в России после Чукотки, Якутии, Калмыкии, Орловской и Тульской областей.
Неудивительно, что с такими показателями выявления рака уровень смертности от рака в Кировской области один из самых высоких в России (18-е место среди российских регионов). Но обнаружение рака на третьей и четвертой стадиях, к сожалению, имеющих более низкую 5-летнюю выживаемость в сравнении с раками 1 и 2 стадии, влечет за собой и высокую смертность в течение первого года после выявления раковой опухоли — в Кировской области умирает 30% таких больных — по этому показателю мы пятые в России после Якутии, Тывы, Хакассии и Калмыкии.
Но к слову, есть некоторые виды рака, процент выявления которых на ранних стадиях довольно высок. Это, к примеру, меланома кожи. Ее у больных в Кировской области диагностируют в 40% случаев на первой стадии. Рак кожи (кроме меланомы) обнаруживают в начальной стадии у 87% больных, так же, как и рак почки (46,3%), мочевого пузыря (52,9%), щитовидной железы (63,7%). На первой и второй стадиях довольно успешно обнаруживается рак груди (23,8% и 38,8% соответственно).
Такие высокие показатели говорят о довольно простой диагностике этих заболеваний, чего не скажешь, к примеру, об исследованиях печени, желудка или кишечника.
Диагностика
Онкологи признаются, чаще всего рак обнаруживается случайно и уже на поздних стадиях. Переломить ситуацию и повысить процент выявляемости онкологии на ранних стадиях должна была всеобщая диспансеризация населения. Однако, по данным кировского Минздрава, в 2017 году из 6214 новых случаев заболевания в Кировской области всего 424 были выявлены в рамках диспансеризации. Это менее 7% случаев. В среднем по России этот показатель чуть выше — 18%. По словам академика Российской академии наук Андрея Каприна, только каждый третий выявленный онкобольной установлен в ходе диспансеризации, что говорит о низкой эффективности онкологического компонента диспансеризации. Взять, к примеру, такой вид исследования, как флюорография — рентген легких, довольно распространенный в СССР для выявления туберкулеза. Времена «расцвета» туберкулеза прошли, а метод остался. Хотя особой информативности касаемо наличия онкозаболевания не несет.
— Никакой флюорографией его (рак легкого) обнаружить нельзя. Должно быть высокопольное цифровое рентгеновское исследование, обязательно в двух проекциях, а в сомнительных случаях — компьютерная томография, — отметил в интервью «Коммерсанту» Андрей Каприн.
Поддерживает его президент Противоракового общества России Давид Заридзе.
— Флюорография и сегодня, через сорок лет после первой неудачной попытки, является главной «фишкой» диспансеризации. Но при этом не учитываются новые данные о неэффективности флюорографии для ранней диагностики не только рака легкого, но и туберкулеза, — отмечает Заридзе. По словам Заридзе, «хромает» диагностика и самого распространенного рака у женщин — рака груди. Сейчас в программе диспансеризации маммография положена женщинам с 39 лет, но проводится она совсем не так, как это принято по международным стандартам — в одной проекции вместо положенных двух.
Но прогресс не стоит на месте, российские врачи накапливают опыт в сфере доказательной медицины, а значит, меняются и подходы к диспансеризации. Практически ежегодно правила ее обновляются. Изменились они и с 2018 года. Но и тут, по мнению онкологов, не все однозначно.
Так, для диагностики рака простаты для всех мужчин старше 50 лет в 2013 году в перечень исследований диспансеризации был включен анализ крови на уровень простатспецифического антигена (ПСА), который косвенно может говорить о раковом заболевании. Однако российские чиновники не учли многолетний опыт других развитых государств. Например, в Америке, это тестирование проводится с середины 1980-х годов. В 2010 году Ричард Аблин, открывший простатспецифический антиген, в газете The New York Times опубликовал материал, где выступил против ПСА-скрининга предстательной железы, отметив, что антиген может повышаться от разных причин, а не только от рака, а поголовный ПСА-скрининг вовсе назвал изобретением жаждущих наживы. «Вот лишь некоторые печальные статистические данные, свидетельствующие о пагубных последствиях большого доверия граждан США к результатам ПСА-тестирования. Речь идет о миллионе пациентов, без этого анализа чувствовавших себя здоровыми, но потом прооперированных. Почти 5 тысяч из них умерли после хирургического вмешательства. Различные серьезные осложнения получили от 5 до 70 тысяч; 200–300 тысяч мужчин „обрели“ импотенцию, недержание мочи. У тех, кто после операции или лучевого облучения проходил гормональную терапию, антиандрогенные препараты привели к осложнениям в сердечно-сосудистой системе», — пишет «Медицинская газета». В этой же статье приводится мнение уже упомянутого Заридзе.
— Для скрининга рака простаты применять тест ПСА не рекомендуется. Это уже доказано результатами многих международных клинических исследований. У американцев тогда еще не было сегодняшнего опыта. С помощью ПСА выявляли маленькие опухоли, проводили радикальные операции. В результате «не по делу» было искалечено огромное число мужчин: потерявших потенцию, способность удерживать мочу без памперсов и др. Такой отрицательный опыт заставил провести клинические исследования, которые показали, что для раннего (доклинического) выявления рака простаты ПСА-тест не пригоден, — отметил Заридзе.
Стоит ли напоминать, что тест на ПСА-антиген остается включенным в диспансеризацию? Правда, с 2018 года он будет проводиться только мужчинам в возрасте 45 и 51 года и по медицинским показаниям.
А, к примеру, ультразвуковое исследование органов малого таза у женщин из диспансеризации исключили, хотя именно оно позволяло на ранней стадии обнаружить рак шейки матки и т. д. Исключено из диспансеризации и УЗИ органов брюшной полости. Пройти их все же можно, но не обязательно, и не чаще одного раза в шесть лет. По причине дороговизны не включены в нее и фиброгастродуоденоскопия (ФГДС), исследование, позволяющее диагностировать рак желудка, и колоноскопия, позволяющая обнаружить рак кишечника.
Определять рак кишечника предлагается анализом кала на скрытую кровь. Однако, кроме рака, положительный анализ по Грегерсену (название метода, позволяющего определить скрытое кровотечение в любом отделе ЖКТ) может говорить далеко не о наличии рака, а об обострении язвы, полипах, варикозном расширении или болезни Крона. Второй метод этого анализа — иммунохимический — более современный, но мало информативен для желудка и пищевода.
Из положительных изменений в диспансеризации в части выявления онкологии: маммография будет проводиться чаще. Она теперь обязательна, и ее могут пройти женщины 39–49 лет 1 раз в 3 года, а 50–70 лет — 1 раз в 2 года. И ЭКГ обязательна, но не с 21 года, а только с 35 лет для мужчин и с 45 лет для женщин.
Несмотря на регулярные корректировки, диспансеризация в ее нынешнем состоянии у экспертов-онкологов вызывает немало вопросов. В Минздраве тоже признают, система выявления онкозаболеваний в стране несовершенна: высокий износ оборудования (срок эксплуатации более 10 лет), низкая укомплектованность медучреждений врачами-онкологами, низкая активность первичного звена здравоохранения, недоработки в системах маршрутизации пациентов и т. д. Для улучшения ситуации ведомство разработало и в ноябре 2017 года приняло Национальную стратегию по борьбе с онкологическими заболеваниями до 2030 года. Действовать она начнет в 2019 году. Предполагается, что эти 11 лет отечественная система здравоохранения будет интенсивно накапливать опыт, внедрять новые программы и отлаживать механизмы.
Возможно, с накоплением медицинской статистики правила диспансеризации еще не раз претерпят изменения, но вот только скольким российским гражданам эта экспериментальная медицина будет стоить жизни?
СПРАВОЧНО
Что такое рак?
Рак — название группы злокачественных новообразований, которые могут поражать любую часть организма. Нелечение и последующее разрастание таких опухолей приводит к смерти больного.
У рака пять стадий. Градация эта весьма условна — для каждой формы рака, в зависимости от локализации, размеров, способности к метастазированию, подход к стадированию будет отличаться. К примеру, первая степень рака характерна для опухоли щитовидной железы размером до 1 сантиметра и рака почки до 7 сантиметров. Мы приводим обобщенные данные.
Нулевая («рак на месте»). Опухоль, не проникшая в соседние ткани и не образующая сосудов для своего снабжения. При раннем обнаружении и своевременном начале лечения рак нулевой стадии в подавляющем большинстве случаев полностью излечим.
Первая. Характеризуется довольно крупной опухолью (до 2 см), отсутствием поражения лимфатических узлов и отсутствием метастазов. Пациента, как правило, она не беспокоит. Прогноз на этой стадии рака благоприятный, пациент может рассчитывать на излечение.
Вторая. Размер опухолевого узла может достигать 2–5 см. Характеризуется прорастанием опухоли в окружающие ткани, началом метастазирования в ближайшие лимфатические узлы. Прогноз на этой стадии зависит от множества факторов. В целом, рак второй стадии успешно поддается лечению.
Третья. Происходит активное развитие онкологического процесса. Опухоль начинает активно прорастать в ближайшие ткани и органы. На этой стадии уже достоверно определяются метастазы во все группы регионарных лимфоузлов (более 150 групп). Третья стадия не предусматривает отдаленные метастазы в различные органы, что является положительным моментом и определяет благоприятный прогноз. На прогноз при третьей стадии рака влияют также: расположение, степень дифференцировки опухоли и общее состояние пациента. Все эти факторы могут либо усугубить течение болезни, либо, наоборот, помочь продлить жизнь онкологического больного.
Четвертая. Опухоль достигает внушительных размеров, прорастает в окружающие ткани и органы, метастазирует в лимфатические узлы. На этой стадии обязательно наличие отдаленных метастазов. Излечение на данной стадии невозможно. Болезнь принимает хронический характер, и возможно только введение болезни в ремиссию (период ослабления или исчезновения симптомов).
Как появляется рак?
По медицинским данным, ежедневно в организме человека появляются около 30 тысяч аномальных клеток, которые потенциально могут стать раковыми (для сравнения, только костная ткань за сутки вырабатывает несколько миллионов новых клеток). Иммунная система находит эти клетки и уничтожает. Если же защитные силы организма по какой-либо причине «пропустили» раковые клетки, те начинают бесконтрольно размножаться и постепенно превращаются в злокачественную опухоль.
Что такое метастазы?
На втором этапе патогенные клетки из первичных опухолевых очагов с помощью тока лимфы (разновидность соединительной ткани в организме) и крови проникают в другие ткани и органы, образуя метастазы или «вторичные», злокачественные очаги. Поскольку появление метастазов предполагаемо и ожидаемо, для их предотвращения после постановки диагноза проводится послеоперационная профилактическая химиотерапия и лучевая терапия.
Факторы риска
Причинами, спровоцировавшими рост раковых клеток, могут стать возраст, образ жизни, наследственность. Их называют факторами риска — это все обстоятельства, способствующие развитию болезни. Факторы риска развития рака условно поделены на четыре группы.
Факторы образа жизни: курение, злоупотребление алкоголем, вредная пища, посещение соляриев, низкая физическая активность, лишний вес.
Факторы окружающей среды: длительное пребывание на солнце, пассивное курение, токсины, радиация.
Биологические: пол, возраст, расовая и этническая принадлежность.
Наследственные: семейные генные мутации, повышающие риск определенных форм раковых опухолей.
К примеру, специфическими факторами риска рака молочной железы будут являться возрастной фактор (наиболее подвержены заболеванию женщины старше 50 лет), наступление климакса до 55 лет, рождение первого ребенка после 30 лет или полное отсутствие беременностей. Для рака шейки матки — ранее начало половой жизни, большое количество сексуальных партнеров, инфицирование вирусом папилломы человека (ВПЧ) и т. д. Большинство раков толстой кишки тоже зафиксировано у лиц после 50 лет и у лиц, имеющих острые или хронические воспалительные заболевания кишечника, курящих. Один из самых распространенных раков и у мужчин, и у женщин — рак кожи — может быть спровоцирован длительным пребыванием под ультрафиолетовыми лучами, посещением солярия, наличием большого количества (более 20) родинок на коже.
Группы риска по возрастам |
Опухоли, наиболее характерные для данной возрастной группы |
Мужчины до 30 лет
|
Гемобластозы (опухоли, возникающие из кроветворных клеток: лейкозы, гематосаркомы, лимфомы — 38,2%*) |
Женщины до 30 лет |
Гемобластозы (25,6%), рак шейки матки (11,2%), щитовидной железы (11%)
|
Мужчины 30–59 лет |
Рак трахеи, бронхов, легкого (17,9%)
|
Женщины 30–59 лет |
Рак молочной железы (27,3%), рак шейки матки (10,5%)
|
Мужчины старше 60 лет |
Рак трахеи, бронхов, лёгкого (17,8%), предстательной железы (17,7%)
|
Женщины старше 60 лет |
Рак кожи с меланомой (20%), молочной железы (18,2%) |
*На основе отчета «Злокачественные новообразования в России в 2016 году» Московского научного-исследовательского онкологического института имена П. А. Герцена.