Зацепил в «Букинисте» роман Луиса Ламура, сорок рублей за покетбук, и читал перед сном.
Главный герой – Шалако – помянул Вегеция и Жомини.
«Жомини да Жомини! А об водке ни полслова», – отозвалось в памяти.
Когда спасенные этим Шалако персонажи затеяли обсуждать его загадочные познания: «Имена Вегеция, Жомини мало что говорят тебе, как и любому просто образованному человеку. Их знание говорит о специальном образовании», полез найти что-нибудь про этого Жомини. Фраза, оказывается, из двухсотлетней давности «песни старого гусара»:
"Говорят, умней они...
Но что слышим от любова?
«Жомини да Жомини!»
А об водке ни полслова".
Швейцарский офицер Антуан Анри Жомини с 1813 г. состоял на русской военной службе советником императора Александра I в чине генерала от инфантерии, прославился как военный историк и теоретик. В памяти некоторых из нас Антуан Жомини сохранился лишь оттого, что «об водке ни полслова»…
Инфантерия – это пехота. Но из Ламура хочу процитировать про коней и женщин:
Её удивило мягкое выражение его глаз и нежное обращение с лошадью.
– Вы любите своего коня.
– Лошадь как женщина. Держите ее в узде, приласкайте, и она готова почти на все. Но дайте ей волю, и она сделает несчастными и себя, и мужчину.
– Женщины не животные.
– Это зависит от точки зрения.
– У некоторых женщин нет желания иметь хозяев.
– Такие женщины наверняка несчастны. Задирают нос и рассуждают о независимости. По-моему, независимая женщина – одинокая женщина.
– Вы же независимы, не так ли?
– Я совсем другое дело. Чем скорее женщина поймет, что мужчины иные, тем лучше для нее. Чем больше женщина независима, тем меньше в ней женского, а чем меньше в ней женского, тем меньше она стоит.
– Не согласна.
– Я на это и не рассчитывал…
Очевидно, с тех пор американцы изменились. А мой народ вообще местами сделался похож на апачей, какими их описывает Ламур:
«Уважением у них пользуются люди совсем иных достоинств. Наибольшее восхищение вызывают удачливые воры, а убийство из засады ценится выше, чем убийство в открытом бою.
Удачливый вор больше приносит в семью, поэтому индейские девушки мечтают заполучить в мужья хорошего вора. Казнокрадство конокрадство и война не только единственный источник существования, но и величайшая радость. Иначе они относятся и к пыткам. Суровая и жестокая жизнь заставляет индейцев подвергать мужчин пыткам, проверяя таким образом их мужество, и, кроме того, для них это предмет развлечения». (Современный хэштег #FreeSentsov )
Собирался приписать, что президент наш вроде Боски Фултона во главе шайки ворюг, но притормозил коня. А вдруг некий дотошный майор обследует роман Ламура «Шалако», да и вычитает, каков был этот Боски Фултон лживый, вороватый, подлый и себялюбивый скот? Оставлю лишь слова о женщинах, непохожих на наших; и апачах, подозрительно похожих на нас.
А об водке ни полслова…