Эти стихи – воспоминание. Мне еще довелось видеть эти картины: вечер, вдовьи разговоры за столом и слезы. Безутешные и тихие.
Вечерами бабы сельские ходят вперевалочку
Вправо-влево, влево-вправо, да вразвалочку
Руки держат то лопату, то мотыжечку -
Разломали караваи не вприпрыжечку
Первым делом, как война, увели мужей
На вторые сутки баржей справных лошадей
А на третий горький дён сыновья ушли
И остались пусто место – вой или паши
И пахали на коровах стиснув зубы в мурч
И валили древесину на делянке Вочь
И растили ребятишек: мал да и мала
Да стонали вечерами – память догнала
Коми баба, коми аньой, колоко, вель роч?
Догнала судьбина-север, холода да ночь
Как могла ты помогала, фронту ль не помочь?
Как могла превозмогала неминучу – прочь!
Ночкой темной теребила похоронки край
И в подушку тихо выла - хоронила рай
А потом, с утра молилась: Всех спаси Кристос!
Наливала чай из чаги: Вошьи, муса поз!
И уже когда казалось, не было и сил
Улыбалась кротко, мило: Бог же все простил
Перемоги и тревоги, годы и года
Вот весна пришла с Победой, значит, дождала!
Олеш Наста, Степан звоння, Роч Марья - вся рать
Собирались вечерами время коротать
Наливали по чутчутку – души помянуть
Жалко плакались, по вдовьи – жизню не вернуть...
Нельзя ли дать в примечаниях переводы (или эквиваленты из литературного языка) слов "колоко," "вошьи". Таких слов в стандартном/литературном коми языке нет.
Колоко - возможно. Вошйи - приглашение к столу душ упокоенных.
1. возможно
1) нареч. кыдз мый позьӧ; позяна возможно больше кыдз позьӧ унджык возможно скорее кыдз позьӧ ӧдйӧджык возможно лучше кыдз позьӧ…
вошйи - начал
вошйы - начни
вошйӧ - начните
Так у ижемцев. У коми южнее - в значении, что указала Любовь Попова
Всегда считал, что по-коми правильно говорят только ижемцы.
начало - вошйӧм, по-ижемски
начало - заводитчӧм , по словарю, действительно "очень" по-коми
Слово "мурч" неуместно. Или вы знаете другой смысл? Местное слово? Википедия : перец в горошек. Не знают коми ань таких слов.
колоко=колӧкӧ ?
1. мурч-мурчкывны
мурч-мурчкывны неперех. скрипеть, хрустеть; трещать мурч-мурчкылӧ кок улын нальпак лым скрипит под ногами пороша
2. мурч
мурч употребляется лишь в составе выражений: мурч курччыны пинь стиснуть зубы мурч курччӧм пиньӧн со стиснутыми зубами вомтӧ мурч…
3. нальпак
наԉпак диал. пороша талун усьӧма нальпак сегодня выпала пороша мурч-мурчкылӧ кок улын нальпак лым поскрипывает под ногами пороша
мурч=скрип?
Мурч курчыны - сжать челюсти, зубы
в наших краях говорят так
пиньяссӧ топӧдic - зубы сжал
пиньяснас витшкысьӧ - зубами скрипит
Мда...Война это трагедия на несколько поколений.
А некоторых нынешним всё ХИХИХИ и ХАХАХА....
Особенно отвратительно вот это "можем повторить"... Что повторить?!!
Это суицыдники. Они сами ЖЫТЬ не умеют и другим не дают.
Отщепенцы вы, кто не хочет "повторить" с немками, тот не патриот.
Не всё так однозначно. Не только наши дружили с немками, чаще наоборот, наши девушки охотно общались с немцами. Бабушка моя родом с Брянщины. До самой смерти вспоминала своего Ганса, немца, с которым дружила во время войны. Бабушка на всё была готова ради него, наверное, даже верно служить Германии.
Не знаю, не знаю....Как представлю нижнее белье русских крестьянок...и какое белье в то время уже носили немки.
Не из-за бабушки ли Ирина живет в наших краях7
Часто такое бывало , часто. Историй подобной той что вы Ирина поведали- уйма. Расскажу и я в преддверии Дня Великой Победы историю военных лет из моей семьи. Мой дед- ветеран в годы войны дружил с немцем. И такое бывало! Не смотря на ужасы той войны. Но в отличии от вашей бабушки , мой дед рассказывал о немце не охотно , имя того человека мне не извесно. Дед испытывал некоторый стыд , страх , боялся преследования , и поведал об этом факте биографии уже через много лет после войны , после распада Советского Союза и отмены печально извесной 121- ой статьи. Всякое на войне бывало , всякое. И не нам с вами Ирина судить наших предков! Тем более если они ветераны.
Вот такие посылы ничего общего со свободой слова не имеют. Или у вас другое мнение?
Где ты здесь видишь "можем повторить"? Придерживайся темы поста. А с ЗЯ-шкой можешь в личке перепивываться сколько угодно.
Мунтатысь. Лесом :)
Писать нужно правильно. Пошел вон - состоит из двух слов. И в коми тоже: Мун татысь. Мун -иди, татысь -отсюда.
В старые времена, когда посылали лесом, пишут, что руки могли привязать к длинному шесту словно к перекладине креста. Дескать, иди лесом: повезет -выйдешь -изволят...нет - не повезло.
Хоть из одного, хоть из двух, а всё равно иди, иди... :)))
У зырян все не так, как у людей. Приговоренному к смерти давали шанс спастись. В культурных обществах отрубали голову секирой или вешали публично.
Да очень чудной народ- зыряне.)))
Слово РӧК - судьба и РОК- каша , звучат в коми почти одинаково.
Так вот перед тем , как наказать надоевшего ( часто долго пытались его вылечить) преступника, зыряне собирались и ели ХОЛОДНУЮ КАШУ ( КАЛИ РОК), это было своего рода разделение ответственности с палачом и разделение с жертвой его дурного воплощения ( РӦКа).
Это очень близко к ВЕ_ДА, где так же убийство, человека с дурной, злой судьбой, считается освобождением его от дурной кармы или благом. ))))
Но определить и решить - это может только ЧИСТЫЙ или большее число светлых людей.
Как всё не просто с этими зырянами. )))
А ещё в старые времена делали так. Тем, кто поддельные бумаги (платёжки, например) пытался выдавать за настоящие и тем самым помогал тырить деньги, на лбу ставили креймо "вор".
А клеветникам языки отрезали.
Это делали, видимо, в культурных обществах? У зырян воровство - исключительно редкое явление. В тех редких случаях и устраивали "мун татысь лесом".
Мое авторское право применять мне слова, которые хочу использовать для определения своих эмоций
вошйы - начни
вошны - пропасть
вошйы - начни
вошны - пропасть
________________________________________
Вошйы - это как бы присоединяйся, присаживайся , приглашение отведать еду. Можно сказать и начинай трапезу.
Так мы привыкли, так понимаем смысл и так относимся в этому слову употребляемому в ритуле памяти усопших.
Но более древний корень ВОШ- пропажа , потеря, исчезновение, блуждание...
говорит о том, что в нём скрыта какая-то трасформация . Возможно и противоположная , наоборот ЯВИСЬ, НАЙДИСЬ, ОБЕРНИСЬ.
Нашел в учебнике по санскриту Кочергина? Лучше бы заглянул в этимологию Латкина и Гурьева.
Лыткина и Гурьева, конечно. Извиняюсь за описку.
ты про это? )))
РЕСПУБЛИКА КОМИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
И.Л.Жеребцов, М.В.Таскаев, М.Б.Рогачев, Б.Р.Колегов. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА.
120 тыс. лет назад
– Возможно, в эпоху палеолита появились первые люди на территории Коми края.
Предполагаемые следы их пребывания обнаружены на правом берегу реки Адзьвы, близ пос.
Харута (Харутинское местонахождение). (Первоначально археологи датировали это остающееся
спорным местонахождение временем 300 тыс. лет назад).
Около 40 тыс. лет назад
– На Европейский Северо-Восток пришли племена из центра Русской равнины.
36 тыс. лет назад
– Существовала стоянка Мамонтова Курья на реке Усе.
25–27 тыс. лет назад
– Существовала стоянка Бызовая на реке Печоре.
22 тыс. лет назад
– Существовала стоянка Пымва-Шор I в верховьях реки Адзьвы – самый северный
палеолитический памятник в Европе.
– Палеолитические племена, жившие на Европейском Северо-Востоке, ушли на юг из-за
ухудшения климата.
19 тыс. лет назад
– На Европейский Северо-Восток переселились племена среднеуральской культуры, имеющей
североазиатское происхождение. Не исключено, что племена этой культуры стали отдаленными
предками современных финно-угров.
12–19 тыс. лет назад
– Существовали стоянки Медвежья пещера и Уньинская пещера на Верхней Печоре.
Конец IX – VI тысячелетие до н. э.
– Эпоха мезолита на Европейском Северо-Востоке. В эту эпоху здесь обитали племена, которые,
возможно, принадлежали к уральской этнолингвистической общности, объединявшей далеких
предков коми, финнов, венгров, ненцев и ряда других народов.
V – вторая четверть III тысячелетия до н. э.
– Эпоха неолита на Европейском Северо-Востоке. В эту эпоху здесь жили племена древних финно-
угров, выделившиеся из уральской этнолингвистической общности.
Устый-это ЖЫВОЙ язык, это вибрации, а вибрации это энергии жызни. Мы мыслим энергиями.
Письменный язык - это стандартный язык, он даже тона не передает, а тона даже смыслы меняют, особенно в китайском. Это язык для надрессированных. Надрессированный не способен мыслить шире вложенных в него шаблонов.
Всё что ему остается - это хвастаться уровнем своей дрессированности ...... ))))