Наблюдая встречи взрослых людей с молодежью в самых разных ситуациях, я регулярно вижу в зеркале глаз первых не отражение, а недоумение как снобистскую форму непонимания. На смену нам идут иные люди. Логически я могу как-то описать некоторые модели поведения, но поставить себя на место этих людей нередко сложно. Не хватает воображения и способности к эмпатии. И это естественно. Физически мы живем рядом, но в разных социальных и культурных средах. Иначе говоря, мы смотрим на мир с разных колоколен. У каждого поколения она своя.
Не хватает воображения даже у меня, у человека, который не просто в постоянном режиме читает лекции и ведет семинары со студентами в трех городах России, но и в рамках своих исследований на протяжении последних 10 лет регулярно проводит глубинные интервью продолжительностью один-три часа. Только вчера в таких интервью я провел три часа с двумя людьми в возрасте 21 и 27 лет. Иначе говоря, есть возможности заглянуть глубже поверхности, однако уверенности в понимании нет.
С аналогичной проблемой столкнулся социолог Вадим Радаев, под руководством которого проведено исследование т.н. миллениалов. В его основе данные статистического анализа базы RLMS-HSE («Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)».
В центре внимания люди 1982 – 2000 годов рождения, т.е. т.н. поколение миллениалов. Период их взросления пришелся на 1999-2016 гг. Иначе говоря, это те, которые взрослели в период правления В. Путина и не представляют, что бывают иные президенты.
В сравнительном исследовании участвовали 15 тысяч респондентов в возрасте от 15 лет принадлежащие к разным поколениям.
Каковы же принципиальные особенности этого поколения, выловленные в опросе? Привожу тезисы лекции В. Радаева, прочтённой в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
Цифровое поколение
"Миллениалов в западной традиции называют digital natives – то есть “коренные жители цифрового мира”. В отличие от digital migrants – тех, кто чуть постарше, выросших еще в “теплой ламповой” реальности и выучившихся обращаться с компьютерами в сознательном возрасте. Миллениалы поголовно – пользователи компьютеров, соцсетей, практикующие покупки онлайн".
В этом поколении компьютерами пользуются 88,7% опрошенных, интернетом - 93,2%, мобильными телефонами и смартфонами - 98,3%. 79,8% пользователей интернета выходят туда с помощью мобильных устройств, 86,1% из них посещают социальные сети, 48,7% совершали покупки онлайн.
ЗОЖ
«Снижение потребления алкоголя происходит сейчас во всех поколениях – непрерывно с 2008 года.
Падение между миллениалами и предшествующим поколением – разительное: не на несколько процентов, а сразу на 25%! Тенденция одинаковая – и в литрах напитков, и в граммах чистого алкоголя».
«Отказ от курения – еще одна черта нового поколения. Предшествующие поколения курят или курили в одном и том же возрасте более-менее одинаково, отмечает Радаев. А миллениалы показывают резкое – на 20% — падение. То есть в ближайшие годы в прошлое отойдет еще и табачная культура с присущими ей ритуалами типа “друг, оставь покурить”. Основная заслуга этого – конечно, жестокие антитабачные законы последних лет. Но и общая мода на ЗОЖ — здоровый образ жизни — играет не последнюю роль.
Интересно, что практически все падение численности курильщиков – за счет мужчин, — рассказывает Вадим Радаев. — Доля курящих женщин не снижается, а даже несколько растет.
Миллениалы не только меньше курят, но и больше занимаются спортом и тщательнее соблюдают диету, чем это делали в соответствующем возрасте представители более старших поколений. Другое дело, что сейчас и старшие поколения более сознательны в еде и привержены физкультуре».
Чтение
«Миллениалы – поколение, весьма активное в досуге, показало исследование. Впрочем, это было достаточно очевидно и так. Молодые люди чаще посещают культурные мероприятия и реже смотрят телевизор. Но и это было ожидаемо, говорит социолог. А вот сюрпризом стало то, что миллениалы читают книги – причем не меньше, а больше, чем предыдущее поколение».
Религиозность
«От поколения к поколению социологи фиксируют снижение религиозности. Эта тенденция продолжается и в поколении миллениалов. Иными словами, в обозримом будущем храмы всех конфессий будут мало-помалу пустеть. Идет монотонный упадок традиционных религий, и факторов, способных переломить это движение, пока не видно, констатирует Радаев.
Субъективное благополучие
В поколении миллениалов по всему миру возрастает субъективное ощущение благополучия – подчеркивает В. Радаев. "В России кривая выглядит так: молодые, то есть миллениалы, чувствуют себя неплохо и считают, что завтра вполне может быть лучше, чем сегодня. В более старшем поколении это чувство снижается с возрастом, зато у самых пожилых – вновь возвращается. Это поколение оптимистов, причем надежды они связывают не с профессиональной самореализацией, а с повышением личного благосостояния». Однако это, судя по всему, проявление фактора не поколения, а возраста: чем моложе - тем счастливее.
(Источник. 2035. 24 января 2018).
Лекция В. Радаева в Европейском университете на эту тему здесь.
Психофизиолог Вита Холмогорова тоже дает свою картинку этого поколения, опираясь на свой опыт:
"Когда я смотрю на ребят, которым сегодня двадцать, мне они скорее нравятся! Вот в предыдущем поколении, у тех, кому сейчас в районе тридцати, во многом ведущая ценность – комфорт. В нашем поколении во многом это были деньги, власть. У нас появились возможности доказать, и мы доказывали. Пахали ради денег, успеха.
Потом родилось следующее поколение, где главный приоритет – комфорт. «Хочу джинсы». – «Ну вставай, иди работай». – «Да ну их, эти джинсы». А следующее поколение – они опять хотят, у них есть цели, идеалы, причем неплохие. Справедливость, например" (Газета.ру. 28.01.2018).
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Интересные выводы из наблюдений !