3. Ичет-ди ( Начало).
"Спецпоселок отведен в порядке землеуказанной комиссии Тр.Печорского РИКа в мае 1931 года, техническая работа выполнена техниками Госземтереста. Заселение отведенного участка переселенцев началось 17\VI того же года. С момента вселения на поселок прибыло 1723 человека, из коих умерло 489, выбыло с поселка по разным причинам 35, родилось за тот же период 37. Смертность к общему числу выражается в 28%, прибыло от рождения 2%. Причина смертности как следствие цинги и голода, слабая рождаемость объясняется истощением населения". Это выписка из Акта обследования спецпоселка Ичет-ди от 14 июня 1933 года.
Раньше или позже, но в лето-осень 1931 г. в спецпоселок Ичет-ди прибыло более полутора тысячи человек, они должны были своим трудом обновить это край для государства.
Все первым делом все принялись строить укрытия - землянки в крутом берегу вытекавшего здесь же ручья с ярким названием “Мича-шор” (Красивый ручей). Так и стали называть поселок в первых отчетах. Северный берег ручья очень высок. Прямые лучи скудного северного солнца удобно прогревали землянки, рассыпанные по склону, в них переселенцы будут жить остаток лета, осень и кое-кто перезимует, пока не будут построены бараки. Земляные полы и стены, бревна на крышу и часть стен. Небольшие очаги-печки из кирпича, который обжигали сами. Всей семьей, по 6-8 человек, а то и по несколько семей. Женщин и детей отправили в Куздибож, пока не построили землянок.
Карнюшина Е.И. вспоминает, что курени (землянки-сараи) располагались небольшими деревенскими группами, кто от куда выселен: курлацкие - 27 куреней по количеству выселенных семей, рядом землянки выселенных из Рубашевки и из Садового и т.д. “В нашем курене жило 12 человек, все родственники”
Кульченкова М.Е. "Выходили на поселковую гору и все стали промышлять как выжить. Строили жилое, как придумают. Ни топоров, ни пил. Вот это было зачатие нашего житья в поселке. Потом нас с малыми детьми расселили в деревню Куздибож и там же пекли хлеб на наш поселок наши матери. Потом начали все корчевать. Где-то подбросили лошадей, а начали вывозить по слезам лес в гору…Сделал папа курень и как все жили, кто как мог. Я пошла по нянькам в Дутово, но там тоже места не было. Как облава, так нас в поселок, не много время опять уходим в няньки. Там не я одна, жить то всем охота".
Мамонова Е.И. "Приехали в Ичет-ди лодками. В бараках жили по 3 семьи. Корчевали лес, драли мох, строили бараки".
Кулаков А.Е. "А землянка где наша находилась я даже место помню. Это однокомнатное помещение и выход в низ, на верх ни как не сделать, а в низ тропинка и на верх поднимаешься. Печка стояла железная. У нас большая семья была и все в одной жили. Спали и на земле и на полатях. Все сами строили. Еду прямо в землянках готовили".
Всех трудоспособных сразу отправили на строительство бараков и раскорчевку леса. Огромные штабеля продовольствия на берегу вселяла надежду, что с голоду не помрут. Но чтобы получить хлеб нужно было выполнить норму, которую едва ли можно считать посильной. Даже подростки и те получали, только за сделанное. Пока мужчины управлялись на строительстве, женщины и дети стали лопатами копать землю на острове под огороды.
В этот же год, кроме Ичет-ди, В Троицко-Печорским леспромхозе были заселены поселки Сой-ю и Горт-ель, Кустпромсоюз заселил поселок Усть-Вадор для освоения точильного камня на р. Воя (?). Последний поселок спецпереселенцев был поставлен в 1932 году и назывался “Пиня-из”.
Бараки.
Строительство бараков замедлялось, основную массу трудоспособных спецпоселенцев забрали на заготовку леса. Трест “Комилес” видел в переселяемых только даровую рабочую силу. Правда из ОГПУ и из прокуратуры приходили предостережения о необходимости не задействовать труд поселенцев, пока они не создали базу своего проживания, пока в поселке не будут построены бараки для всех жителей, не появится баня, дом для администрации, магазин, мастерская, школа, конюшня, скотный двор, овощехранилище, столовая. Понимали и в леспромхозах, что надо было строго соблюдать именно такой порядок, но как в кратчайшие сроки возвести такое количество помещений, если план на товарный лес спущен сверху с первого дня поселений “кулаков”. Ранее разработанные проекты бараков упрощались до нельзя. Семьи селили по 2-3 в одну комнату. Но никто из местного руководства и не думал изменить ситуацию со строительством в лучшую сторону.
Иванова Н.П. "…наши дома - бараки были построены так: 2 комнаты, их соединяла кухня с русской печкой по средине. Так вот обычно проживали родственные семьи, на каждую семью по 1 комнате, кухня общая. Но таких домов было немного: два у больницы, наш, Калачев-дом, Самодуров-дом. А остальные - бараки… В бараках на каждую семью вообще одна комната, без всяких кухонь. Плита, палати, деревянные самодельные кровати с матрасом из сена, стол, кое у кого сундуки. Вот и вся мебель. В углу ведро под водой, вся хозяйская утварь".
Грязнов Е.А. "В какой последовательности строились наши бараки - точно сказать не могу. Только помню, что сначала были построены бараки средние: Гуляев-дом, Батраков-дом и др, а потом уже и крайние, наши: 1, 2, столярка, 3 и 4 (детдом)…В бараках был общий коридор, и каждая семья имела комнату, площадью от 10 до 15 кв. м. Туалет общий, мы его называли "нужник" на улице, вода или из колодца, где ее почти не было, или из-под бугра из Печоры. Зимой на салазках возили, а летом в ведрах на коромыслах…
…В первом доме были ясли и почта.
В адм. доме жили учителя, коменданты и была каталажка, куда временно сажали "грешных"".
Иванова Н.П. "Самый лучший дом была спецкомендатура".
Торлопова И.М. "Постепенно стали жить в больших домах с длинными коридорами, типа общежития. Несколько домов были более удобными для жилья - примерно на 8 семей. В таком доме жили и мы. Наш дом был расположен первым от магазина. Было по два крыльца и заходили с двух сторон. С каждой стороны жили по две семьи. Комнаты были перегорожены стенкой и одна общая кухня с русской печью".
Чудинова К.П. "Зимовали при 45-40 градусном морозе в полуземлянке. После был построен барак, где мы не жили, а существовали. Вселили 4 многодетные семьи, Поповых, Шимариных, Алексеевых и нас. Жили в нищете, но дружно. В каждой семье были свои нары, по очереди спали на печке, чтобы согреться. Освещением служила лучина, после керосиновая лампа".
"С момента вселения хозорганизациями построено: 21 жилой дом и 10 администрацией по типовым проектам. Индивидуального строительства, кроме временного, не было" (Спецпоселки в Коми Области. Сб. док. с. 191)
Большая часть взрослых, здоровых переселенцев была тут же направлена в лес. В селе остались лишь небольшие бригады строителей. Учтя печальный опыт ранее заселенных поселков, некоторых воронежских хлеборобов обучили строительному делу в Троицко-Печорске, организовав там 3-х месячные курсы.
Калачев С.Н. "...его (отца - Николая Николаевича Калачева) определили на курсы мастеров леса. Несколько молодых мужиков с поселка с Сой-ю, с Горт-еля и он с ними... Когда он все закончил, то мы на двух лодках, как катамаран связали. Трое мужиков из Горт-еля, трое мужиков наши с Ичет-ди, и отец с семьей. К октябрю всех отправили. Мы приехали в поселок самые последние, там уже три или четыре дома были срублены, бараки".
Тем, у кого родители работали в поселке, повезло больше: они как-то подкармливали семью и, занявшись раскорчевкой, подготовили огороды и вырастили за оставшуюся часть лета кое-какие продукты для проживания своей семьи.
Нечеловеческое издевательство нелюдей над человеками.
Именно человеческое. Нечеловеческое люди не вытерпят. В каждой стране был такой период жесткого гражданского противостояния.
Что ты такое говоришь?! Ведь многие не выжили...
Такое возможно было только в рабской стране, где скоты способны стать максимум только скотоводами.
И это было не гражданское противостояние и внешнее поражение паразитами-агентами изнутри.
Красные террористы небыли представителями народов россии.
Никакого внутреннего гражданского противостояния у народов Руси небыло.
Красные террористы небыли представителями народов россии.
Красный террор охватил, в смертельном противостоянии, все народы России. Кстати помоздинцы грабили ижемцев и печорцев, а те в свою очередь способствовали их уничтожению. Были, Вова, были...
Из зырян помоздинцев, был только Гичев пораженный красной чумой ещё в петрограде. Но и он со своей красной шайкой издевался только над односельчанами. За что его труп односельчане даже выбросили в канаву, как собачий.
Кроме интернационального отряда еврея Мандельбаума, в зырянском крае зверствоали и грабили, банды братьев Аппога из чердыни, красная банда Семенова из екатеринбурга, красная банда Ларионова из архангельска.
Все награбленное у мирных жителей вывозилось из зырянского края и красные банды с удовольствием хвастались об этом, даже в газетах.
Так, что ,небыло никакого гражданского противостояния, красные бнады , это внешние агенты-паразиты внедренные в Россию. ФАКТ и никак ты с ним не поспоришь.
У меня больше оснований доверять рассказу очевидца тех событий Кунгину, который прожил в с. Помоздино 30 лет и который чётко описал , как некоторые сельчане добровольцами пошли грабить своих земляков. Уж их точно было не один и не два. Отряд...
Хотя бы читай внимательно ПЕРЕСКАЗЧИКА, а не свидетеля Кунгина, к тому же считавшим себя коммунистом, да ещё считавшим , что репрессии коммиссара Сажина против него и его семьи связаны только с тем , что он русский. ))))
Факты не обманешь, как не старайся.)))
Цитирую, для особо язычных. " Мандельбаум производил обыски и брал контрибуции и в с. Помоздине. Но скоро сам выехал на Печору, с более сильным отрядом. Подобрал добровольцев в с.Помоздине, под руководством людей из своего отряда. Он послал отбирать излишки у населения по реке Ижме.
Эти два отряда на реке Печоре действовали до восстановления зимней дороги, до декабря месяца. Помоздинские добровольцы из ижемского отряда вернулись домой с награбленным имуществом печорских и ижемских зырян. Навезли на отобранных лошадях для себя много совиков, малиц, шапок, пим, – и торговали ими".
Факт налицо. Не пытайся защитить грабителей и подонков, даже если они твои земляки. По делам их узнаете...
Ну научись уж цитировать.
" Теперь скажем несколько слов об атамане Мандельбауме, лично которого мне не пришлось видать. Приходится говорить со слов других очевидцев.
Мой сын, который оставался в селе Помоздине, лично видавший его, рассказывал про него, называл его таким же, как и Барабанов. Мандельбаум производил обыски и брал контрибуции и в с. Помоздине. Но скоро сам выехал на Печору, с более сильным отрядом. Подобрал добровольцев в с.Помоздине, под руководством людей из своего отряда. Он послал отбирать излишки у населения по реке Ижме.
Эти два отряда на реке Печоре действовали до восстановления зимней дороги, до декабря месяца. Помоздинские добровольцы из ижемского отряда вернулись домой с награбленным имуществом печорских и ижемских зырян. Навезли на отобранных лошадях для себя много совиков, малиц, шапок, пим, – и торговали ими.
Сын всё это видел своими глазами. Кроме того, через село Помоздино проезжала женщина, называвшая себя женой Мандельбаума. Она приехала с Ижмы, с небольшим обозом, нагруженного на санях имущества, в Помоздине меняла возчиков, и приходилось его перелаживать с саней на сани. Она взяла моего сына помогать укладывать это имущество, в числе которого на одной лошади был ящик, крепко завязанный веревками, обшитый холстом. Его пришлось вытаскивать пятерым. Тяжесть ящика сын считал больше двадцати пудов.
Что находилось в этом ящике, осталось загадкой. Но всё же перелаживающие этот ящик говорили меж собой, что в ящике находится золото и серебро. Самого Мандельбаума тут не было; рассказывали возчики-ижемцы, что Мандельбаум поехал другой дорогой.
В последнее время ходили упорные слухи про Мандельбаума, что он с награбленным золотом и серебром хотел убежать за границу, но его будто бы поймали и отобрали от него это имущество, и самого расстреляли. Но всё же и у этого «атамана» Мандельбаума, замечательного своими похождениями в Печорском крае, жизнь кончилась печально."
Ключевое что "добровольцы" ( как вербовали и брали в заложники семьи красные террористы мы знаем, и Кунгин с этим столкнулся) оставались ПОД РУКОВОДСТВОМ ИНТЕРНАІИОНАЛИСТОВ Мандельбаума.
По факту же Мандельбаум и бежал за границу с частью награбленного, при участии соплеменника Льва Троцкого ( Льва Бронштейна), но Кунгин не знал об этом. Слухи же ( скорее злонамеренно) распространялись о том, что Мандельбаум - кончил печально.
И зыряне люди , и среди зырян были сумашедшие пораженные красной чумой.
Это и Домна Каликова, лечившаяся в психушке Петрограда. И Кочанова и Гичев ( служивший в петрограде) из Помоздино, были и другие солдаты вернувшиеся с войны зараженными красной чумой.
Эти факты только подчеркивают, что красная зараза поражающая мозг человека пришла из вне в зырянский край. ФАКТ.
Ну и зачем ты там к моей цитате причипил кусок? Для чего? От этого куска, что, помозденские добровольцы меньше грабили ижемских и печорских зырян?
А вот то что и зырянам пришлось принимать участие в гражданской войне ты начал понимать. Вот видишь. Медленно но верно, с упрямыми приходится повозиться. Ученье свет, ЗЯшка, а обман тьма. Я выведу тебя из тьмы к свету. )))) Теперь, если будешь писать об интернациональных бандах, бесчинствующих в Зыряне, то не забывай включить туда и зырян. Я рад, что ты оказался не сильно деревянным ульем. )))
Для того и привел полностью, цитату Кунгина, что нет там безчинства зырянских банд, а есть Мандельбаум с женой и своим интернациональным отрядом.
Мандельбаум, кстати грабил банды, даже таких же красных бандитов, как братья Аппога или Барабанов? Которые грабили Чердынь.
"Барабанов – простой рабочий из завода «Лысва» близ г.Перми. Барабанов и другие его товарищи много разного имущества забрали у чердынских буржуев, – всё отправляют на пароходах на завод к себе, даже мебель – столы, стулья – отправляют. Чердынь уже они очистили, теперь ездят по селам, забирают и отправляют... Кто будет сопротивляться, того «ко стенке ставят», на тот свет отправляют... Да, вот я овчины делаю, и то боюсь."
Да. И мои тоже заплатили эту цену. И это был именно человеческий выбор: ты за или против новой власти. Я не про издевательства.
Небыло у людей выбора - ты за бандитскую власть или против Был выбор только умереть от голода и грабежа бандитской красной власти или умереть защищаясь от неё.
Ну какой в здравом уме выбрал бы красную бандитскую власть, грабящую его семью? Только сумашедший, желающий так же грабить, как интернационалисты-террористы.