Ветераны уголовно-исполнительной системы Александр и Любовь Боковиковы нашли друг друга в Речлаге
Александр и Любовь Боковиковы разделили одну судьбу на двоих. Сегодня чета Боковиковых живет в Сыктывкаре, у них - большая семья. Но то, что пришлось пережить ветеранам в юности, можно увидеть только в фильмах.
Очередная история в рамках совместного проекта "Комиинформа" и УФСИН региона расскажет читателям о том, как в особом лагере №6 для политзаключенных соединилась судьба москвички и архангелогородца.
Александр и Любовь Боковиковы 23 января 2017 года отметили 63-летие совместной жизни. И куда бы ни забросила служба главу семьи, будь то суровая северная Воркута или лесной Микунь, всегда рядом была вторая половинка.
88-летний Александр Федорович родом из древни Макарово Архангельской области, а 89-летняя Любовь Петровна – из подмосковных Серебряных Прудов. Родились и росли по сути в разных частях страны, но шли в одном направлении: военное детство, комсомол, учеба. Так получилось, что их жизнь наполнена общими и тяжелыми воспоминаниями о Великой Отечественной войне.
Война застала их, когда они закончили 5 класс. 22 июня 1941 года. В этот день у тысяч мальчиков и девочек в один миг закончилось беззаботное детство. Они наравне со своими отцами и братьями самоотверженно и героически приближали победу в тылу.
"Весть о начале войны застала меня на родине, – начинает рассказ А.Боковиков – Был я десятым ребенком в семье. Деревня наша была небольшая и глухая. Нет ни радио, ни газет. Новости из города привозили сельчане. Так и узнали о начале войны. Было страшно слышать о том, что фашистские войска наступали, разрушая наши города и деревни. В деревне остались главным образом женщины, дети и старики".
Во время войны занятия в школах начинались с 1 октября. Зимой дети учились, а с ранней весны до поздней осени наравне со взрослыми работали в колхозе. Помогали сеять, пахать, собирать урожай.
"Было тяжело, хотелось есть, спать. Но мы знали, что это наше общее дело, мы должны помочь своей стране и близким, ушедшим на фронт. И для Победы сделать все," - вспоминает А. Боковиков.
Помнит военное время и Любовь Петровна. Вспоминать о нем тяжело, но есть моменты в жизни, которые, по мнению женщины, невозможно вычеркнуть из памяти. Часто она вспоминает декабрьский день, когда немцы пришли в Серебряные Пруды. Шел 1941 год. В Битве за Москву Серебряные Пруды оказались на границе наступления немецких войск на юго-восточном направлении. Маленький поселок всего неделю (с 1 по 7 декабря) был в немецкой оккупации.
"Многие такое только в кино видели, а мне пришлось пережить все на самом деле, - вспоминает Л.Боковикова. - Страшно было. Немцы себя вели как хозяева. Заглядывали в каждый дом, двор, в погреб. Все искали партизан. Был в поселке и предатель. Он рассказывал немцам, кто и где живет, что происходит, кто о чем говорит. Немцы и списки составили, кого расстрелять, кого повесить. Мой папа до войны работал председателем колхоза и всю нашу семью в эти списки включили, даже самых маленьких. Мне самой 13 исполнилось только 5 августа 41-го. А братьям и сестрам и того меньше. К счастью, нашей семье повезло – мама успела вывезти нас в соседнюю деревню Растрехаевку. После того, как Серебряные Пруды были освобождены, мы вернулись домой".
Люба хоть и была еще маленькой, а помогать взрослым приходилось на равных. Много работала в поле на уборке урожая, трудилась на молотилке. Здесь было нелегко, ведь приходилось таскать огромные снопы. Да и сенокосы без деревенской детворы не обходились.
"Когда война к концу шла, наши войска возвращались в Рязань. Там и отец мой был, но зайти домой не смог, – продолжает женщина. - Со своим сослуживцем передал гостинец – буханочку хлеба и кусок сахара. Подобных угощений наша семья давно не видела. Вкус того хлеба я помню до сих пор. Это был последний подарок отца".
Хорошо помнят Боковиковы День Победы. Он навсегда врезался в их память. Воспоминания оказались самыми разными: ликование и радость, слезы и горечь в глазах.
"Весной 1945 года я заканчивал первый курс сельскохозяйственного техникума в Вельске, - вспоминает Александр Федорович. - Проснулся в этот день рано утром от радостных криков, которые раздавались повсюду: в общежитии, на улице. Казалось, что радуется весь мир, да так оно и было. Такого всенародного счастья я больше никогда не видел. Да, это была Великая Победа, но какой ценой она досталась? На полях сражений погибли мои старшие братья Иван и Афанасий".
"9 мая мы были на поле. Уже вовсю шли посевные работы. Тут деревенский парнишка на коне прискакал и кричит: "Победа! Победа! Война закончилась!" - рассказывает Л.Боковикова – Люди смеялись, радовались, а у меня на душе не было радости. С войны не вернулись дорогие мне люди – отец и старший брат Николай. Помню, пошла домой, спряталась за сарай и проревела до поздней ночи".
После окончания техникума в 1950 году Александра Боковикова призвали на срочную службу в МВД СССР в город Воркуту.
"Помню, все соседи маму донимали: что ж такого Сашка-то наделал, что его в Воркуту отправили?", - улыбается он.
Свою рабочую деятельность Александр начинал охранником на вышке в одном из отдельных лагерных пунктов (ОЛП) Речлага. По воспоминаниям мужчины, заключенные добывали уголь в шахтах, работали в промышленном и гражданском строительстве, а с 1952 года - на строительстве ТЭЦ-2.
После учебы в Ивановской сержантской школе новоиспеченный сержант А. Боковиков вернулся в Воркуту и стал работать секретарем комсомольской организации полка. А затем снова учеба, но уже в Ленинградской офицерской школе МВД СССР. После ее окончания Александр работал в редакции газеты "Полярная звезда", которая открылась при политотделе и предназначалась для осужденных и сотрудников.
Л.Боковикова после войны выучилась на счетовода. В Воркуту в 1951 году привез ее дядя Матвей, которого направили сюда на работу. "Поехали со мной. Там подзаработаешь, матери поможешь", – позвал он с собой Любу. Любовь Петровна работала бухгалтером в Управлении Ж-175 (в его состав входили Воркутлаг и Речлаг), а затем на местном телевидении.
"Любочка все мимо меня с подружками ходила. Мы ведь были в одной комсомольской организации, поэтому часто пересекались на собраниях, субботниках. Слово за слово, стали общаться, сдружились, – улыбается Александр Федорович. – А потом понятно стало, что мы давно больше чем друзья. 23 января 1954 сыграли свадьбу. С тех самых пор не расставались".
Супруги Боковиковы долго еще жили в Воркуте. Родились сыновья Виктор и Николай. В 1968 году Александра перевели в Косланское управление лесных исправительных учреждений МВД (Учреждение КЛ-400). Всей семьей переехали в Микунь. Начинал здесь заместителем начальника политотдела, потом стал его начальником. На пенсию вышел в звании полковника в 1987 году.
Рядом трудилась и Любовь Петровна. Работала инспектором спецотдела. Вышла на пенсию в 1984.
Сегодня у четы Боковиковых – двое детей, четверо внуков и даже три правнучки и два правнука. Живут дружно и счастливо. У них общие семейные будни и праздники, чаяния, надежды и тревоги. И, самое главное, они верят в светлое и мирное будущее. А как иначе? Ведь не может наполненная тяжелыми испытаниями жизнь быть прожитой напрасно.
Юлия Николаева
Это не их ли внучку не пустили в судьи.
Для ветеранов ГУЛАГа, с наилучшими пожеланиями, звучит эта песТня:
https://youtu.be/DV3hv1llMks