Более двух миллионов человек проголосовало за независимость автономной провинции Каталония в Испании.
Если бы подобное было в Росси, то было бы возбуждено сразу два миллиона уголовных дел. Произвелись бы массовые аресты. За сепаратизм и призывы к отделению регионов от России предусматривается драконовская мера ответственности, до пяти лет лишения свободы.
В Каталонии ничего этого не делалось. Максимум чего применяла центральная власть, попытка сорвать голосование, блокировка полицией избирательных участков, стычки с демонстрантами.
Прокремлевские наперебой пытается сравнивать Каталонию с Крымом. Совершенно разные, даже противоположные ситуации. Крым был сначала оккупирован, появились так называемые зеленые человечки, а потом устроили фарс. Каталония действовала в рамках Испании. Правда, испанское правительство не признало референдума.
В Каталонии референдум был нелегитимным, но относительно цивилизованным, в Крыму нелегитимным и нецивилизованным.
Цивилизованно вели себя Канада и Великобритания, позволившие Квебеку и Шотландии голосовать за независимость. Наверное, испанской власти разумнее было позволить состояться волеизъявлению. По данным опросов, за независимость высказывался 41 процент, против 49. Сепаратисты проиграли бы. Они проиграли и так. На участки пришло меньшинство. Пришли те, кто «за". Поэтому и получились те самые 41 процент, несмотря на 90 процентов проголосовавших "за".
Еще один фактор, который возможно присутствует в этом конфликте – российский. Есть поддержка сепаратистов со стороны России. Как минимум, она морально-политическая. Подстрекая каталонских сепаратистов на более радикальные шаги. Кремлю выгодно, чтобы на Западе был хаос, беспорядки, нестабильность. Чтобы на фоне Запада российская картинка выглядела почти идеальной. Тогда можно сказать, вот видите, как плохо у них и как хорошо у нас.
Мой прогноз на ближайшее время, Каталония не отделится от Испании. Даже если объявит о независимости, никто ее не признает. Объявить об отделении, когда большинство жителей против – это авантюризм.
История показывает, что путем референдума независимость получают крайне редко. Если кто-то вообще получил.
Лучший выход в данном случае – это переговоры между Мадридом и Барселоной. Рано или поздно придут к согласию.
Политические процессы, в том числе в вопросах сецессии на Западе и в России происходят по-разному. Там происходит постепенно, снизу, в результате открытой борьбы. Борьбы в рамках системы. Где-то более цивилизованно, где-то менее.
У нас же происходит все сверху, внезапно и нецивилизованно. СССР распался в один миг. Пока существовал тоталитарный режим, об отделении никто не заикался. Режим ослаб и империя рассыпалась. Та же участь ожидает и путинскую РФ-ию. Пока сильна и репрессивна центральная власть, нет открытой борьбы за суверенитет. Центр отказался пролонгировать договор с Татарстаном. Мотивируя тем, что у нас единое государство.
В России все зависит от центральной власти, от степени ее жесткости, ресурсов и способности контролировать ситуацию в стране.