«Оптимизацию» Республики Коми команда Владимира Торлопова опробовала на шахтёрах
Скоро исполнится два года, как жителей Коми ошарашила новость об аресте сразу в нескольких городах России верхушки республиканской администрации. Немало тогда удивились и те, кто был осведомлён о бесконечных распилах, откатах и прочей «деятельности», начавшейся с приходом в Жёлтый дом в начале 2002 года администрации Владимира Торлопова. И хотя в обиход уже прочно вошло выражение «Гайзергейт», корни этого дела следует искать в начале нулевых, когда именно Торлопов призвал в Сыктывкар Александра Зарубина…
Ещё будучи министром финансов Коми, Вячеслав Гайзер встроился в отлаженную систему, у истоков которой стояли Торлопов, его главный советник Александр Зарубин и замглавы РК Павел Орда. Но, конечно, «счастью» увидеть этих господ тогда в Сыктывкаре мы целиком обязаны Владимиру Торлопову, который сначала пригласил их, а потом в течение восьми лет осуществлял политическое прикрытие невиданному освоению того, что созидалось в республике десятилетиями.
Оказавшись сам у руля республики, Гайзер не смог либо, скорее всего, не захотел разрушить эту систему. Мы не собираемся лишний раз перемывать кости тем, над кем уже занесён меч Фемиды. Интересующихся детальным описанием славных деяний администрации Торлопова отсылаю к серии материалов Сергея Сорокина, опубликованных в газете «Красное знамя» (https://komikz.ru/news/just/11139) ещё за два года до Гайзергейта. А вот присмотреться пристальнее к некоторым обстоятельствам и фигурам, о которых пока не упоминается, как о фигурантах – не помешает.
Угольный стабилизец
Автор этих строк знает Воркуту не понаслышке. Как и о том, что проблемы и чаяния заполярного города теснейшим образом связаны с угледобычей. Как предприятие, «Воркутауголь» переживала разные периоды, но воркутинский уголь был и остается не только одним из брендов Коми, но и маркером экономического самочувствия всего региона последние 60 лет. Вполне закономерно, что именно на эти лакомые куски – угольные предприятия Воркуты и Инты – в первую очередь положили глаз торлоповцы.
В 2002-м, за год до перехода «Воркутауголь» под контроль «Северстали», в распоряжении республики находились 21,89 процентов акций ОАО «Воркутауголь», а в федеральной собственности – 39,8 процента. Намечался аукцион по продаже федерального пакета, и в правительстве Коми решили избавиться от собственного пакета акций, ведь он был вожделенным для всякого включившегося в борьбу за «Воркутауголь». Казалось бы, республика немедля – желательно до аукциона федералов – должна была объявить собственный. Вместо этого летом того же года Владимир Торлопов обращается к Владимиру Путину с просьбой отложить приватизацию угольных предприятий Коми, ссылаясь на «сложную ситуацию в Печорском угольном бассейне». Президент идёт навстречу, поручая главе РК реализовать систему мер по стабилизации отрасли. Одной из таких мер и был бы скорейший республиканский аукцион. Надо добавить, что в это же время владелец «Северстали» Алексей Мордашов предложил серьёзную финансовую помощь «Воркутауглю» – своему многолетнему поставщику. Таким образом, отличный шанс поправить дела и шахтёров, и республиканской казны, сам плыл в руки – если не через помощь «Северстали», то уж точно через её участие в честной борьбе за акции «Воркутаугля».
Что же происходит на самом деле, за кулисами? «Теневое правительство» Коми, возглавляемое фактически Александром Зарубиным, занято в это время переговорами с Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК) «Байкал-Уголь» о продаже последних своих акций «Воркутаугля» и «Интаугля». Причём делается это втайне даже от воркутинцев и интинцев. Вот эта деталь однозначно свидетельствует о своеобразии намерений продавцов. Вот как прокомментировал состоявшуюся в ноябре того же года сделку Игорь Шпектор, в то время мэр Воркуты: «Могу только предполагать, что этим людям (СУЭК), которые имеют Канско-Ачинское месторождение, где добывается экскаваторами дешёвый уголь, наш уголь не нужен». Добавим: Шпектор узнал о продаже республиканского пакета акций почти одновременно с журналистами – 22 ноября или накануне.
О готовившейся почти полгода сделке не знали ни в Госсовете Коми, ни даже многие из членов республиканского правительства. Передача госсобственности республики частной компании прошла с нарушениями федерального законодательства о приватизации. За этой операцией несомненно стоял главный советник главы. Тавтология сродни абсолютной безответственности этой должности: Александр Зарубин не поставил ни подписи ни под одним из серьёзных документов администрации Владимира Торлопова. Как бы то ни было, за акции обоих обществ («Воркутауголь» и «Интауголь») СУЭК выложил десять миллионов долларов. В ноябре 2002 года доллар стоил 31,8 рубля. Таким образом, казна Коми выручила около 318 миллионов рублей. Но получила ли по факту?..
Гораздо любопытнее другое. По договору с СУЭК была создана совместная управляющая компания для предприятий Инты и Воркуты – ОАО «Печоруголь». Республика Коми вносила в уставной капитал новой компании свои акции «Воркутаугля» и «Интаугля» и получала долю в 25 процентов плюс одна акция. Остальные 75 процентов отходили СУЭК на условии, что он вложит 30 миллионов долларов в покупку федеральных пакетов акций угольных предприятий. Очевидно, ради этих 30 миллионов все и затевалось. Судя по всему, эта сумма стала наградой Жёлтому дому за столь неоценимую услугу по ослаблению конкурента (помните слова Шпектора?).
Когда же летом 2003 года состоялся аукцион по продаже федеральных акций «Воркутаугля» и «Интаугля», СУЭК в нём даже не участвовала, и акции первого предприятия по сходной цене ушли оставшейся на аукционе без конкурентов «Северстали». Почему без конкурентов? Да просто потому, что СУЭК продала свою долю в «Печоругле» всё той же «Северстали». И если вспомнить о вероятной судьбе 30 миллионов долларов, якобы инвестированных в предприятия Инты и Воркуты, остаётся лишь надеяться, что Алексей Мордашов выложил за бумажки СУЭКа не самую головокружительную сумму.
Вот так Владимир Торлопов и его подчинённые выполнили поручение президента по «стабилизации отрасли».
И если о Воркуте можно сказать, что ей всё-таки повезло оказаться в ответственных руках, то компания «Интауголь» до сих пор остаётся в очень сложном положении. Её энергетические угли конкурировали с канско-ачинскими, и менеджеры СУЭКа просто использовали сбытовую сеть «Интаугля» в собственных целях. По словам гендиректора «Интаугля» Алексея Павлова, примерный ущерб компании за полгода хозяйничанья СУЭКовцев составил по меньшей мере 350 миллионов рублей.
Заполярье в тумане
В конце минувшей зимы я вновь посетил Воркуту, и, признаюсь, никогда ещё город не производил столь гнетущего впечатления. Сейчас он близок к банкротству, и корни нынешнего бедственного положения Воркуты тянутся в начало нулевых – я на этом настаиваю. К примеру, как бы пригодились сейчас те же 30 миллионов – хотя бы на ремонт несчастного Усинского водовода! Заходишь в любой подъезд – я глаза бросаются десятки счетов за коммуналку, которые валяются на полу – на них горожане уже просто не обращают внимания. В этих счетах – пяти-, а то и шестизначные суммы. А как платить за дорожающие ресурсы (напомню, Воркутинские ТЭЦ до сих пор сжигают мазут!) из зарплаты, часто не дотягивающей до 30 тысяч?.. Стоит ли удивляться, что счёт совокупного долга Воркуты за коммуналку пошёл на миллиарды. Такого не было даже в девяностые, когда квартиру в Воркуте можно было снять за обязательство вносить коммунальные платежи.
Дело, конечно, не только в 30 миллионах, уплывших в куда-то, где яхты, гольф и красивые девушки (юноши?). Прояви глава ответственность и государственный подход, Алексей Мордашов выложил бы за «Воркутауголь» гораздо больше. Но, как подметил, говоря о торлоповцах, один из деятелей правительства Юрия Спиридонова (воспроизвожу по памяти), эти люди пришли не для того, чтобы работать на завтра и на республику, а немедленно и на себя.
Партнёрство с «Северсталью» до последнего времени являлось хорошим подспорьем для Воркуты, но и оно начинает давать трещины. Не раз в последний визит приходилось слышать: «Мордашов стал прижимист». Объяснимо, когда один из партнёров буквально все расходы не прочь повесить на другого.
Давайте на минутку задумаемся, а что мы будем делать, когда производство электростали станет дешевле настолько, что «Северсталь» сочтёт за благо уйти из Воркуты?.. Во время своего апрельского визита в Заполярье Алексей Мордашов фактически проговорился о весьма туманных перспективах угледобычи. «Самое главное, что вызывает обеспокоенность – это отсутствие уверенности в том, что работа «Воркутауголь» является стабильной и надёжной», – заявил сначала Мордашов. Позже в тот же день (в ходе общения с коллективом, отчёт об этой встрече попал на страницы городской прессы), сказал: «Срок жизни «Воркутауголь» зависит от того, насколько мы сможем обеспечить эффективную, стабильную работу (…) Если кто и закроет «Воркутауголь», то это буду не я, это будете вы». Уже в более неформальной обстановке Алексей Мордашов добавил, что надеяться на рост цен на уголь нельзя и опять-таки напомнил о металлургии без использования угля. Любопытно также, что владелец «Северстали» отметил, что он «не профессионал». Сразу вспомнилась другая «непрофессионалка», Маргарет Тэтчер, волевым решением закрывшая большинство английских шахт ещё 30 лет назад. Время показало, насколько она была права.
Вор вором погонял
Спасибо коллегам-журналистам, осмеливающимся теперь давать трибуну Вячеславу Гайзеру. Его «письма из неволи» говорят о том, что главный подсудимый не сливает подельников, не признаёт себя преступником, старается держать удар. Чувствуется, что Гайзер выработал определенную позицию, о силе или слабости которой можно спорить, но которая не может не вызывать уважение. А ещё между изучением сотен томов дела Гайзер находит время (читай желание) следить за текущими делами в республике.
Напротив, мягкая мера пресечения для Владимира Торлопова наводит на размышления. Скорее всего, имеет место то, что называют «сделкой со следствием». Не будет даже большой сенсацией, если Торлопов в конце концов пойдёт по делу как свидетель. Правы были – не только среди недоброжелателей Торлопова – те, кто первым его качеством называли «бесхребетность». А пока что, по сведению ряда источников, Владимир Александрович проходит обследование в спецклинике Сыктывкара.
Между тем у истории приватизации предприятий Печорского угольного бассейна есть и предыстория. Тоже криминальная. В октябре 2002 года Министерство имущественных отношений РК, руководимое тогда Василием Кузнецовым, предложило шести аккредитованным оценщикам оценить республиканские пакеты акций «Воркутаугля» и «Интаугля». Однако уже 11 ноября министерство заключило договор об оценке с ОАО «Оценочно-юридический дом «Советник». По утверждению некоторых источников, эту идею подал министру его заместитель Владимир Беляев. При этом работы были оценены в два и полтора миллиона рублей по «Воркутауглю» и «Интауглю» соответственно.
Узнав о столь неслыханной наглости – явной завышенности стоимости, да ещё вне конкурса – замглавы Юрий Колмаков обратился в Прокуратуру Коми, после чего стоимость работ была переоформлена на 200 тысяч рублей по каждому лоту – максимум, при котором конкурс может не проводиться.
Итоговый отчёт ОЮД «Советник» подвергся экспертизе специалистами московской фирмы «Современные бизнес-технологии», которые раскритиковали его по многим параметрам – от методологии до соответствия действовавшим юридическим нормам.
Не согласились москвичи и с итоговой оценкой активов «Советником». Назовём лишь одну цифру. Компанию «Воркутауголь» «Советник» оценил в 287 миллионов 832 тысячи 408 рублей. Позже, в 2004 году, по поручению МВД РК, повторная оценка была поручена независимым от правительства Коми оценщикам. По её итогам выяснилось, что стоимость 730 тысяч 239 принадлежавших республике акций «Воркутаугля» «Советник» сильно занизил – более чем на 170,5 миллионов рублей, по мнению экспертов ЗАО «Финансирование бизнес-проектов». Вернуть 400 тысяч рублей в казну не смогли: «Советник» к тому времени предсказуемо почил в бозе.
В чьих интересах действовал «Советник»? Возможно, многим этот вопрос покажется риторическим, особенно если вспомнить, как быстро «скорректировали» стоимость самих оценочных работ. Похоже, что тут мелкие деятели местного разлива забыли посоветоваться со старшими товарищами. Что, однако, не помешало им получить свой куш.
Вор вором погоняет, как написал классик. С приходом в Жёлтый дом Владимира Торлопова в Коми была создана система управления, когда за мелкие нарушения и мошенничества шельмовались – для отвода глаз и имитации борьбы с коррупцией – главы районов и сёл. Рыба же покрупнее, как правило, и чувствовала себя соответственно – как в воде.
С эпохой Спиридонова и его команды и с тем беспределом, который творился в 90-е, никакой Торлопов не сравнится.
Торлопов и Зарубинская группировка - безобидные школяры по сравнению с тем, что творили Спиридонов, Каракчиев и вся их братия. Вот где была коррупция!
Что это? Слив данных следствия или пропаганда? В любом случае мерзость...
Ещё со времен КПСС и раздачи предприятий и должностей коммунистическим функционерам и красным директорам в начале 90-х.
В Республике Коми таким иудо-коммунистическим функционером со связями в Израиле был Юрий Спиридонов.
В Израиль вся его шайка и перехала, как только папа перестал покровителем в коми.
Помните всех этих глузманов, Виниери, Банбан, Бидстеда, Леонидов...
Шахты Воркуты и Инты при Спиридонове и начали разорять, продавая уголь через оффшоры кипра, люксембурга и фирмы однодневки израиля и швеции. Деньги за уголь в Коми больше не возвращались.
А потом и благополучно списались Спиридоновым. Очень интересный Указа главы республики Коми № 206 от 15.06.99 г.
В свое время путем манипуляций с акциями "Воргашорской" генеральный директор специализированной угольной компании "Инвестутоль", получив контроль над шахтой, смог распоряжаться ее богатством. Долг потребителей перед "Воргашорской" тогда достиг 200 млрд. неденоминированных рублей, а задолженность по зарплате выросла с 5 до 15 миллиардов. Значительная часть угля ушла иностранным фирмам: "Дару" (Швеция), "Илкис-Бизнес" (зарегистрирована в офшорной зоне - на Вирджинских островах), "Калма", которые абсолютно не желали платить. И опять то же самое: труженики Коми "за здорово живешь" своим трудом и богатствами родной земли облагодетельствовали Швецию и знаменитый офшор. А что же чиновничий аппарат? Министерство финансов Республики Коми дало "добро" на дополнительную эмиссию акций, которая стала инструментом махинаций, помимо прочего привела к снижению государственной доли обыкновенных акций, держателем которых был Фонд госимущества республики, с 9 до 0,5% (в 18 раз!). В конце концов беспредел остановил суд. Он же вынес частные определения в адрес республиканских Минфина и Мингосимущества, чья позиция представлялась, мягко говоря, весьма странной... И разве это единственные факты? Сам Спиридонов признал, что сделка с принадлежавшими Республике Коми акциями "Северных магистральных нефтепроводов" (СМН) - "в принципе - да, махинация". Еще бы! Республика получила за них 3 миллиона долларов, а искусственно введенные, никому не нужные посредники - 18,7 млн. (!) "зеленых". И эти деньжищи ушли на Кипр, где две никому не известные подставные компании зарегистрированы. Конечно, Спиридонов мог бы ругать подведомственный ему чиновный аппарат, если бы журналисты не "раскопали" и не обнародовали пикантную подробность: все началось с противоречащего федеральному и республиканскому законодательству Указа главы республики Коми № 206 от 15.06.99 г. Неужели оказалось мало Люксембурга, облагодетельствованного деньгами "Комилюкса", Израиля, где благоденствовал с валютой из того же источника Глузман,
Слабовато получилось. Ну да, первый блин комом.
Лучше, как воркутинец., расскажи как при Шпекторе шахтеры Воркуты умудрялись собственными руками платить за комуналку прямо на кипрские оффшоры.
Да это вообще мертворождённый проект. Всем понятно, что самая масштабная коррупция произошла не при Торлопове, а в 90-е годы, при Спиридонове и при его активном участии.
Вот сейчас будем устраивать конкурс, кто больший ворюга: Спиридонов или Торлопов? Наверное, всё-таки Гайзер, если именно он сегодня сидит. ГОСПОДИ, сколько же наивняка в ваших головах, господа нехорошие!? В России уже тысячу лет воруют практически все - национальная идея такая... А материал хороший - спасибо Соколову! Сам был в те времена где-то рядом с каждым из подозреваемых, сам бы себя посадил за то, что всё ЭТО не смог предотвратить... Допускаю, силёнки были не равнозначные.
В России может и тысячу лет воруют друг у друга, а коми-зыряне всегда характеризовались , как честный народ и соседа не обворовавший. Даже двери в дома не закрывали.
Они копили материал с самого начала перестройки, надеясь, что когда-то им дадут команду "фас". Да кто же им даст сразу и на всех? Выборочно, только выборочно... И то, потому что бабла стало не хватать... На "хозяина" они не покусятся, он их неплохо кормит ;)
"Они копили материал с самого начала перестройки..."
Папочки с компроматом на номенклатурные кадры существовали с возникновения номенклатуры...
Старые папочки обесценились со сменой номенклатуры и вместе с ней оказались на свалке. Новые папочки вот залежались, сейфы пухнут...
после 1991 не произошла смена элиты....она несколько обновилась..но все вышли из той же номенклатуры.
Правильнее сказать вышли из паразитов КПСС , а значит придерживались комуняцкого оккультизма кровопийц.
В новой стране должна быть проведена обширная люстрация для чиновников, силовиков , церковников и прочих системных нахлебников. Иначе они опять всё отравят и сожрут.