Про родной Волгодонск (Ростовская область)
В этом году во время тестирования школьников на наркотики у 14-летней волгодончанки выявили содержание опиатов в крови. Выяснилось, девочка из трудной семьи, полгода живет со взрослым мужчиной. Все это время он практически насильно (или, возможно, обманным путем) колол ребенку наркотики. Девочку отправили на лечение в Новочеркасск, за полгода у нее выработалась зависимость.
В первом полугодии 2017 года в сфере незаконного оборота в Волгодонске выявили 133 преступления, это на 41% больше, чем в прошлом году. Всего в России по 228-й осудили более 100 тысяч человек, более 3 с половиной тысяч получили сроки от 10 до 15 лет лишения свободы.
Известно, мысль наркомана идет на два шага вперед мысли законодателя. Наверное, поэтому пока в список запрещенных веществ попадают все новые продукты, наркомания продолжает шагать по стране. Ежегодно тест на наркотики, который сдают волгодонские школьники, показывает следы употребление запрещенных веществ у нескольких человек. Цифры невелики. Но это только вершина айсберга. Есть виды психотропных веществ, которые тест определить не может.
Например, по нашим данным, школьники Волгодонска, употребляют газ, соли, синтетические наркотики. Один из специалистов, который работает с детьми, рассказал, что сейчас дети не только сами употребляют психоактивные вещества, но и могут бесплатно поделиться ими со своими «однокашниками». В некоторых школах это происходит прямо в туалете на перемене. Но ловят нечасто. Дети могут прогулять урок, пойти в соседний подъезд, понюхать газ или клей, прийти домой и лечь спать. Получается, официально – прогул, а на самом деле – наркозависимость.
Юного волгодонца поставили на учет, когда он нюхал газ возле мусорки, не рассчитал дозу и «отключился». Его увидели соседи, вызвали «скорую». После лечения мальчика «поставили на учет». Случаи употребления известны в нескольких школах города. Пока управление образования рапортует об успешной профилактике, наркотики можно купить по интернету и даже взять лично у друга.
Комментирует медицинский психолог психоневрологического диспансера и руководитель проектов РРЦ «Здоровая семья» Ольга Гришина:
– На самом деле, это очень большая проблема. С одной стороны, мы говорим о профилактике. С другой – дети предлагают, делятся с другими. То есть мы говорим о доступности. Для подростков часто поделиться наркотиками это все равно, что поделиться булочкой.
Мне кажется, что, прежде всего, нужно обучать специалистов. Учитель должен знать те признаки, на которые следует обращать внимание. Например, поведение ребенка коренным образом меняется, становится нелепым. Важно посмотреть на зрачки и обратить внимание на такие симптомы, как возбуждение, безудержный хохот, если ребенок не может усидеть на месте, или, напротив, становится подавленным, сонным. Особенно когда это крайние формы проявления. Никто не говорит, что ребенка нужно сразу клеймить позором, но на него нужно, как минимум, обратить внимание.
А с детьми важно проводить тренинги на формирование системы ценностей. Чаще всего первое употребление происходит за компанию, второе – ради интереса. Иногда дети хотят получить силу, энергию, справиться с депрессией. Понятно, школьникам сейчас очень трудно: образовательные стандарты меняются, нужно готовиться к ЕГЭ, искать себя. Но ребенку должны помочь взрослые справиться со стрессом, научить его преодолевать трудности без помощи психотропных веществ.