Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Автопортрет на фоне альбома. Продолжение (ч. 3)

Автопортрет на фоне альбома. Продолжение (ч. 3)

Герман Соломин
Герман Соломин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

3.

БОЛЬШОЙ поэт самолюбив и самодостаточен. Начинающий – самолюбив трижды, только вынужден сие скрывать. Потому, о чём бы ни писал, пишет исключительно о себе. Именно в первые годы, в начальных текстах, обнаруживаются подспудные амбиции и комплексы, именно тогда он и набрасывает, если удастся – выписывает, словесный автопортрет, черты и проговоры которого для опытного внимательного глаза – константы, определяющие судьбу поэта. 
Оба наших автопортрета на фоне альбомов, безусловно, интересны. И очень индивидуальны. Замкнутость на себя, которая превалирует в текстах (особенно стихотворца), позволяет почти безошибочно выстраивать конструкции критического анализа – материала достаточно. Но если логика написания автопортрета поэтессой привычна и в истории поэзии многажды повторялась, то сочинитель несколько удивляет своей (как бы это помягче выразиться) эгоцентричностью. Словно не было полвека прошлой жизни, детства в огромном городе, родителей, школьных друзей, нет воспоминаний о летних каникулах, армейской службе и последующей жизни. Все эти – обычные, почти обязательные – темы отсутствуют в книге стихов Леонида Маркелова. Он сконцентрирован исключительно на теперешнем своём положении и состоянии.
Любопытна его, очень знакомая мне, попытка описать иное внешнее, чем только т. н. дворцы и памятники, – времена года от осени до осени, что очень характерно для известных в прошлом и ныне марийских поэтов. Будучи учениками средних классов школы, вот такие стишки слали они в пионерскую республиканскую газету «Ямде лий!» («Будь готов!»). Та же скороговорка, ходячие – всеми уже использованные, без единой индивидуальной находки – выцветшие донельзя образы. Стихотворение так и называется – «Времена года». Жаль, Леонид не знает марийского языка. Не то посоветовал бы прочесть на досуге два очень хороших лирических цикла поэтов Юрия Чавайна (сын классика С. Г. Чавайна, в 1965 году покончивший с собой выстрелом из охотничьего ружья) и Геннадия Сабанцева (редактор радио ГТРК «Марий Эл»). «Двенадцать месяцев» первого автора – это лирическое описание разновременной природы её подлинным знатоком. Геннадий же описал поэтический круг от весны до весны как историю судьбоносной любви к женщине. Проникновенно и убедительно. Словом, учиться-то всегда есть у кого.

АЛЕКСАНДРА  говорит, что сейчас, по её утверждению – уже давно, она живёт поэзией Бродского. Я насторожился: о, сколько начинающих поэтов, как в густом лесу, заблудилось в стихах Иосифа и навсегда там осталось! Бродсковедение теперь уступает только пушкиноведению, а самого поэта всё настойчивее ставят на одну доску с Александром Сергеевичем. И я люблю, ещё больше – ценю, поэзию Бродского. Смею думать, знаю и понимаю её. Некоторым кажется, что иногда пишу в тон нобелевскому лауреату. Это не так. И никому не советую пытаться стать похожим на него. 
Потому внимательно искал в стихах Лошаковой признаки подражательства... Ничего пугающего, к счастью, не обнаружил. С тем, что отдалённо или даже близко напоминает мэтра, с тем она легко или расстанется, или трансформируется в иные, свои поэтические пределы. Я, со своим музыкальным слухом, хорошо вслушивался в индивидуально-интонационное чтение Иосифом Александровичем своих стихов. Наедине с собой иногда читаю его вслух, пытаясь подражать. 
Именно так, к примеру, мне захотелось прочесть вот это сашино стихотворение:

Да. Тепло и трепещет. И мы на закате где-то.
И как будто бы всё, но осталось успеть одно –
В дом, когда попадает не так уж и много света,
Но сирень зато лезет ветками прямо в окно...

Сидел и думал над уютным стихотворением на последней странице альбома «Приветер»:
  
Мальчики слушают Стива Вая,
Одновременно решив вдруг:
Мальчикам лень покидать трамвая –
Можно проехать ещё круг.

Так неохота дождя и града,
Мокрого снега по головам,
Им не особо куда-то надо,
Им же и так хорошо, а вам?

Дело не в том, что в причёске просинь,
Просто там каждый – он всем друг.
Девочки ждут остановку «осень»,
Мальчики едут ещё круг.

По некоторым признакам (Стив Вай; им не особо куда-то надо; в причёске просинь) это о школьниках. Вероятно, об одноклассниках (там каждый – он всем друг). Но в Йошкар-Оле нет трамвая! Фантазия девочки, которая хочет вместо троллейбуса более романтичный, да и более дешёвый, трамвай? Неважно – главное, что плотно написано, хорошо. Собравшись лет через двадцать в своё «19 октября», ребята с удовольствием будут это читать, перекатывая звуки во рту, словно виноградины (как у Евтушенко – правда, уже по взрослому поводу – в моём любимом стихотворении «Благодарность»).

Материалы по теме
Мнение
24 сентября
Павел Чупрунов
Павел Чупрунов
Моя позиция по всем конфликтам российской оппозиции
Мнение
15 июля
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
«Важно, чтобы коренные народы имели возможность чувствовать себя свободно вместе». Стартовал фестиваль Riddu Riddu
Комментарии (0)
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме