К годовщине событий 6 мая 2017 года на Болотной площади.
Утро 6 мая не предвещало трагедии.
Перед началом акции несколько ее участников были необоснованно доставлены в ОМВД Якиманка. Вначале сотрудники Якиманки не пускали нас 25 минут, но затем я с коллегами вошел в отдел и нарушения были устранены.
В начале акции и полиция, и участники акции были настроены достаточно мирно, но не доверяли друг другу, ожидая от противоположной стороны провокации или подвоха.
Напомню, что в 2008-2011 годах в Москве сложилась интересная практика, когда организаторы протестных акций и милиция встречались друг с другом за круглым столом и обсуждали механизм взаимодействия. Однако, когда генерала Пронина сменил генерал Колокольцев, такое взаимодействие как-то сошло на нет.
Главная ошибка правозащитников состояла в том, что мы не смогли сохранить этот формат, важный в первую очередь для того, чтобы полиция и оппозиция понимали и демонизировали друг друга.
Ряд ошибок допустили и организаторы акции
Чтобы подогреть настрой собравшихся (а по моим подсчетам собралось на акцию около 68 тыс. человек), они сели посреди моста, требуя убрать рамки безопасности в том месте, где колона демонстрантов вворачивала на место проведение митинга – Болотную площадь. Этот импровизированный флэш-моб привел к результату, которого они не ожидали: колонна остановилась. Те, кто шли сзади, решили, что полиция перекрыла проход на Болотную. Те, кто уже были на Болотной, решили так же, после чего многие побежали к месту, где якобы полиция перекрыла дорогу демонстрантам, чтобы поддержать товарищей.
Обстановка возникшего хаоса, когда и организаторы акции и полиция утратили контроль за происходящим, оказалась идеальной для провокаторов: пройдя через Лужков мост, они пробрались к месту около рамок, где у них был заготовлен схрон с обломками асфальта, обрушили асфальтовый дождь на полицейских, встав в третьем ряду, стали толкать первые два ряда на сотрудников полиции, минут 10- 20 кричали о том, что надо идти на Кремль, а затем, увидев, что конфликт между собравшимися на акцию гражданами и полицией разгорелся, благополучно покинули место происшествия.
Действия провокаторов были неожиданными для всех, кроме сотрудников Следственного Комитета: в кустах скрывался рояль в виде 2 автобусов, набитых следователями и экспертами. Сразу же после того, как сотрудники полиции получили ранения, а их коллеги, решив, что все это – плод действие демонстрантов, обрушился на демонстрантов, деловито в сопровождении понятых вышли из своих автобусов, и начали производить осмотр места происшествия. Открывшаяся им картина выглядела, по-видимому, не достаточно эпично, и какой-то следователь постарался отнять древко от флага у членов организации ПОРТОС, чтобы превратить ее в очередной вещдок. Древко еле отбили.
События на Болотной стали толчком к ужесточению политического режима. Как мне кажется, обеспокоен таким ужесточением оказался и глава страны: иначе трудно объяснить его действия осенью 2012 года, вследствие которых 2/3 или даже больше членов Президентского Совета по правам человека составили правозащитники и оппозиционеры.
Но тогда ВВП стал жертвой разводки: как Ельцин в октябре 1993 года искренне верил, что в мирных граждан и в милицию стреляют снайперы Руцкого и Хасбулатова, так и Путин в мае 2012 года поверил, что Удальцов и Навальный решили вести народ на Кремль. Спецслужбы переиграли и обоих президентов и гражданское общество.
В итоге провокация удалась на славу. Вал митинговой активности был сбит. Несколько десятков людей, по большей части невиновных, отправились за решетку. Майские указы Президента захлебнулись в урагане реформ социальной сферы в условиях слабой оппозиции и снижения планки общественного контроля. Прав оказался тогдашний Уполномоченный В.П. Лукин, который изумлено глядя на происходящее воскликнул: нас отбросили на четверть века назад. Правда, в то время он еще не мог догадываться: зачем это сделано. Ни про грозящие нам ренновации и оптимизации он еще ничего не знал.
Чтобы гражданское общество не становилось крайним, очень важным мне кажется следующее:
1) Нельзя проводить акции таким образом, что возникает опасность утраты организаторами контроля за обстановкой на мероприятии.
2) Всегда, по крайней мере в нынешней политической обстановке, надо быть готовым к появлению провокаторов и наладить взаимодействие с полицией по их нейтрализации и задержанию.
3) Тот, кто любит митинговать должен иметь опыт положительного контакта с полицией; следует понимать, что в полиции работают не мазохисты, мечтающие о том, чтобы 5 часов своего выходного провести на мероприятии, затем 2 часа добираться до отдела, а затем еще пару часов писать и переписывать рапорт, а нормальные обычные люди, которым есть чем заняться, кроме как стеречь публичное мероприятие.
- .S. А сейчас я пишу все это в перерывах между звонками в ГУВД Москвы по поводу семерых задержанных за … одиночный пикет на Болотной, посвященный событиям 6 мая 2012 года.
кинули камень в полицию- открывать огонь на поражение, как то разрешает закон. Только жесткие меры приносят пользу. Слабость порождает проблему.
- далеко ходить не надо- пример- страна 404 в последние дни Януковича