Краткие апрельские тезисы моего сегодняшнего (не озвученного) выступления на Воронежском клубе политологов «Политический протест в России: возможен ли прогноз?» (много букв, нет картинок, нудно, но точно по содержанию).
Рынок труда. Я бы предложил рассмотреть происходящие сегодня политические процессы исходя из анализа рынка труда и развития человеческого капитала (ЧК). Перспективы рынка труда не вызывают оптимизма и крайне негативны. Есть несколько факторов определяющих такой прогноз.
1.1. Прежде всего, это отсутствие точек роста, драйва для развития рынка труда в различных отраслях. Невозможно указать отрасль или направления развития России, где бы она имела конкурентное преимущество по сравнению с другими странами, получила бы преимущество в международном масштабе. Военно-промышленный комплекс? Добыча полезных ископаемых? Сельское хозяйство? Все это требует экстенсивного развития, использования ресурсов, что является «вчерашним днем» современной экономики. Новые технологии, наукоемкие производства, сокращение издержек, использование возобновляемых ресурсов – вот новые тренды развития мировой экономики, в которых Россия вряд ли будет занимать лидирующие позиции.
1.2. Непрофессиональное управление, подбор и расстановка кадров стали не просто ошибками в управлении, а принципами менеджмента в России. Профессионализм сегодня обменивается на лояльность к власти. Мы сегодня наблюдаем, как дети крупных чиновников занимают руководящие ключевые посты в госкорпорациях, как снижается уровень менеджмента, происходит потеря управляемости на уровне правительства, отсутствие контроля и потеря обратной связи, поскольку желаемое выдается за действительное. Если такое происходит в крупных компаниях, то любой специалист в области кадрового и управленческого консультирования сделает вывод о вырождении управленческой функции и, как следствие, неизбежный спад в развитии компании, отставание, потеря конкурентности и банкротство. На уровне государств и стран такие процессы «более затянуты» по времени, но перспективы не оптимистичны и фактически предопределены. «Вырождение» управленческой функции неизбежно и губительно для рынка труда.
1.3. Коррупция стала не просто индикатором неэффективного управления, наоборот, она получила системный характер и стала принципом и механизмом управления. Без нее уже невозможно реализовать проекты, внедрять новые технологии. Она стала смыслом экономического современного хозяйственного оборота, такой же ценностью, как и добавленная стоимость и прибыль. При таком подходе издержки не могут быть контролируемы, ценности и приоритеты развития потеряны.
Человеческий капитал. С другой стороны, во внешней среде, окружающей Россию, происходят принципиальные и качественные изменения. Эти изменения касаются, прежде всего, развития человеческого капитала. Капитал не потерял свою сущность: по- прежнему капитал – это стоимость, создающая новую стоимость. Но вот носитель этой стоимости получил принципиальные качественные изменения. Если раньше конкуренция велась на уровне объемов производства (кто больше произведет миллионов тонн угля и стали), то в дальнейшем конкуренция переместилась в область новых технологий (кто произведет более качественный продукт с наименьшими издержками). Сегодня же конкуренция между компаниями и странами ведется за человеческий капитал. Уже есть несколько стран, яркие примеры Финляндия, Швеция, Норвегия, где на уровне стран доказано: вложение в человеческий капитал стало эффективным финансовым инструментом. Более образованные, здоровые, обладающие более высокой культурой люди производят более высокую добавочную стоимость, формируют большую часть «социального пирога». ВКЛАДЫВАТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СТАЛО ФИНАНСОВО ВЫГОДНО. Финансовый леверидж на человеческом капитале. Более того, такие граждане (культурные, здоровые, образованные) сами становятся заказчиками новых, сформированных ими самими, ценностей и приоритетов. Эти ценности и приоритеты не могут быть реализованы без еще более высоких уровней культуры граждан и культуры производств. Так формируется новый тренд на производства с использованием новых технологий и наукоемких подходов. Так происходит развитие человеческого капитала.
Моральный износ. Сравнивая п.п. 1. и 2. мы видим, что проблема не в конкретной конъюнктуре рынка, наличии спроса и предложения, не в потребностях в сырьевых ресурсов и складывающихся валютных курсах. Проблема значительно глубже. Есть страны, которые фактически перешли на новый экономический уклад, на новый формат, связанный с производством и развитием человеческого капитала, и есть страны, которые еще продолжают двигаться по инерции в старой парадигме развития. Старая парадигма развития, основанная не на развитии человеческого капитала, обречена. Вопрос не в том, хороший или плохой Путин, много ли сделало ошибок правительство и можно ли их исправить и т.п. Это уже совершенно не интересно. Вопрос в том, что социум, находящийся на таком корабле-парадигме, движется в совершенно неверном направлении. Такая система морально устарела, произошел износ системы, «усталостная прочность» социума подошла к своему пределу. Морально устаревший прибор, да хоть телевизор, не означает, что он не работает. Старый телевизор 20- летнего срока может неплохо передавать цвета, но его невозможно использовать для существующих интернет-технологий, включить в интерактивный характер социальных сетей и т.п. Более того, издержки на попытки такого интегрирования, будут многократно выше первоначальной стоимости этого прибора.
Фазовый переход. Когда есть два состояния социума, находящихся в различных состояниях: современном и устаревшем, то переход из одного состояния в другой также неизбежен. Вопрос времени и некоторых деталей перехода. Такой фазовый переход, как правило, сопровождается потерей параметра порядка: то, что вчера было важным и ценным перестает быть таким; то, что казалось стабильным и неменяющимся становится сильно изменчивым; лидеры, которые казались будут «на века», становятся рядовыми участниками, и, наоборот, сотни новых лидеров, которые себя никак ранее не проявляли, становятся значимыми фигурами. Регион, который был «благополучным» вдруг «взрывается», образуются неконтролируемые зоны, города, области. Более того, небольшие отклонения от нормы, казалось бы, маленький частный случай, небольшая забастовка и пр. приобретают необратимый характер, и даже небольшое ухудшение приводит к несоразмерным негативным последствиям. Таковы законы развития в эпоху фазового перехода общества из одного состояния в другое.
Выбор пути. По какому пути пойдет дальнейшее развитие – это зависит от множества факторов. Выберем ли революционный путь (что, конечно, не хотелось бы) или эволюционный – пока, что на это мы можем повлиять сами. Если не обращать внимание на симптомы, «загонять болезнь внутрь», не реагировать на происходящее, считая это «происками внешних врагов», то совокупность негативных факторов неизбежно реализует закон перехода количества в качество. Запреты, ужесточение социальных рамок, как ни странно, только ускоряет такой переход, поскольку формирует внутри социальные связи.
Оставим все как есть, или предложим обществу честный открытый диалог? Решать вам. Пока еще есть такая возможность для принятия решения.