Что есть утопия: путеводная звезда человечества или ловушка, расставленная дьяволом.
(Вопрос, на который нет ответа)
В размышлениях о дне сегодняшнем мне вздумалось перечитать известные антиутопии «Мы» Евгения Замятина, «1984» Джорджа Оруэлла, «Час Быка» Ивана Ефремова, «Град обреченный» братьев Стругацких и «Москва 2042» Владимира Войновича, с которыми я ознакомился в годы перестройки. А потом так захотелось позитива, что решил заодно перечитать и «Туманность Андромеды» того же Ефремова, которую в первый раз взял в руки в далеком детстве. И выяснилось, что за последние полсотни лет мое мировоззрение ничуть не изменилось.
Убежденный социалист Замятин свой роман «Мы» написал в 1920 году, в эпоху военного коммунизма, когда еще шла гражданская война, сопровождаемая жесточайшим красным террором и обещаниями большевиков создать на земле рай. За несколько лет до этого писатель вернулся из Англии, где наглядно увидел развитую промышленную страну. Видимо, соединив впечатления от того и другого, Замятин попробовал представить себе рай, основанный на весьма развитой индустрии и одновременно подавлением всяческих свобод, как это сделали большевики. Таким образом он первым описал тоталитарное общество, в котором человек может быть даже счастлив от того, что он всего лишь винтик огромного государственного механизма.
Прошло десять лет и более, и тоталитаризм восторжествовал как в родной ему России, так и в Германии. А позже и в других странах. В чем-то он сильно отличался от того, что описал Замятин, в чем-то был схож. Но, главное, оказался недолговечен.
Активист Независимой рабочей партии Великобритании, участник гражданской войны в Испании Оруэлл, как и Замятин, имел левые убеждения. Но категорически не принимал сталинщину. В антиутопии «1984» режим сталинского толка он распространил на Англию, которая стала частью огромной Океании. Вот только главный герой лондонец Уинстон Смит никакой радости от того, что в его стране личность – ничто, не испытывает. Хотя он и принадлежит фактически к элите этого общества, является членом Внутренней партии (нечто вроде КПСС) и работает в министерстве правды (правильнее, в министерстве разнузданной лжи). Океания постоянно ведет войну то вкупе с Остазией против Евразии, куда входит и бывший Советский Союз, то против Остазии в союзе с Евразией. Война необходима этим супердержавам, чтобы держать народ в страхе, навязывать любовь к власти (в Океании – к Большому брату), бороться с внутренними врагами, превращать людей в покорное стадо скотов.
К счастью, к 1984 году никакой Океании не возникло, Лондон остался столицей демократического государства, а сталинский режим в его кровавом варианте прекратил существование даже на своей родине в СССР. Пожалуй, только в маленькой Северной Корее огромная Океания нашла свое полное и весьма долговечное воплощение.
Но многие словечки и словосочетания из этого романа – «мыслепреступление», «министерство правды», «новояз», «Большой Брат», «пятиминутка ненависти», а также лозунги «Война – это мир», «Свобода – это рабство», «Незнание – сила» – вошли в речевой обиход. А значит эта антиутопия по-прежнему актуальна.
Советский писатель Иван Ефремов был не просто человеком левых взглядов, но и убежденным коммунистом. И всё-таки один из его лучших романов «Час Быка», написанный в 1968 году, советские цензоры совершенно справедливо сочли антисоветским и изъяли из библиотек.
Действие этой антиутопии происходит через две или три тысячи лет на некоей планете Торманс, которую когда-то заселили земляне. Политический строй, возобладавший на ней, представляется автору альтернативой коммунизму, восторжествовавшему на Земле. Автор называет его то олигархическим государственно-монополистическим капитализмом, то муравьиным лжесоциализмом китайского толка. Однако сделано это явно из цензурных соображений. Капитализмом там и не пахнет – нет частной собственности, отсутствует экономическая и тем более политическая конкуренция. На маоизм мир Торманса, конечно, чем-то похож, но ведь автор писал свой роман не для китайцев, да и вряд ли он был близко знаком с реалиями Китая эпохи «культурной революции».
А вот советский лжесоциализм 60-х гг. узнается по многим деталям. Например, тормансиане почему-то очень любят в своих квартирах включать музыку на полную громкость, чтобы слышно было из окон. Еда в пунктах общественного питания невкусная, меню убогое, что вызвано тем, что повара и раздатчики воруют лучшие куски. Продавцы и обслуживающий персонал гостиниц и столовых постоянно грубят, вымещая тем самым злобу за своё униженное положение. На конференции медиков делегаты выступают с совершенно пустопорожними докладами. Знаменитые писатели в своих произведениях восхваляют существующие порядки и правителей планеты. Кинематографисты снимают высокоидейные патриотические фильмы о военном прошлом, восхваляя ратные подвиги. Ну и т.д.
При этом – что немаловажно – тормансиане, будучи по существу рабами своей тоталитарной планеты, к удивлению землян, считают себя свободными людьми, поскольку они просто не знают другой свободы.
В общем, когда я в первый раз читал «Час Быка», меня всё время не покидал риторический вопрос: ну почему я живу на Тормансе, а не на Земле?
И все-таки Торманс имеет существенное отличие от Советского Союза (не считая Храма нежной смерти, куда приводят людей категории «короткоживущие», когда тем исполнятся 25 лет, дабы не создавать дополнительную нагрузку на общество). На этой планете нет своих Гагарина и Королева, Высоцкого и Окуджавы, Тарковского и Рязанова, Вознесенского и Евтушенко, театра на Таганке и «Современника». Поэтому советский строй эпохи Хрущева и Брежнева нельзя назвать полностью инфернальным. «Шестидесятники» на дали нашей стране скатиться к Тормансу, хотя и полностью вылезти из него нам пока что так и не удалось.
Сейчас, перечитывая «Час Быка», я обратил внимание, что умный, но бесконечно одинокий и несчастный, презирающий свой народ правитель Торманса Чойо Чагас чем-то похож на Путина, о котором Ефремов, разумеется, понятия не имел.
Да и риторический вопрос вновь возникал в моей башке. Видимо, стрелки наших часов все ещё не миновали час Быка.
Войнович, когда писал «Москву 2042», ни о какой цензуре не думал, а потому называл вещи своими именами, изобразив тот коммунизм, который могли построить советские правители. Если бы не искрящийся юмор, то над таким коммунизмом можно было бы плакать горькими слезами. Но как тут заплачешь, когда читаешь о том, что в Московской коммунистической республике (Москорепии) на месте ресторана «Арагви» расположился Государственный Краснознаменный ордена Ленина Публичный дом имени Крупской? А церковь не только не запрещена, но и является важнейшей составной частью коммунизма, только попы не крестятся, а весьма забавно звездятся, уверяя всех, что Бога нет.
Читая и перечитывая этот роман, я не только хохотал. Мной овладевали чувства, прямо противоположные, чем при чтении «Часа Быка»: как хорошо, что я живу в России (СССР), а не в Москорепии.
До 2042 года осталась всего четверть века. Будем надеяться, что за этот срок москорепский коммунизм не восторжествует.
Стругацкие, когда писали «Град обреченный», тоже не считались с цензурой, потому и опубликован роман был лишь в перестройку. В этой философской фантастике сконцентрированы всевозможные тоталитарные режимы. И над людьми, собранными из разных стран и времён XX столетия, проводится некий эксперимент. Все они живут в одном городе, ограниченном с одной стороны стеной и болотом, а с другой – бесконечными руинами. Профессии им регулярно меняют. Мусорщик становится следователем, а затем главным редактором городской газеты. Никто не знает суть эксперимента, но относятся к нему по-разному.
Полностью его поначалу принимают выходцы из тоталитарных государств – молодой ленинградский астроном Андрей Воронин из 1951 года (он считает, что эксперимент нужен для строительства коммунизма во всём мире), военнослужащие нацистского вермахта Фриц Гейгер и Отто Фрижа, японский литсотрудник из 1945 года Кэнси Убоката. А вот американский профессор социологии Дональд Купер в самом начале романа кончает жизнь самоубийством, не в силах понять происходящее.
Жизнь Кэнси Убокаты тоже заканчивается трагически – его убивают. А Фриц Гейгер устраивает военный переворот, захватывает власть и заявляет об отказе от эксперимента. Андрея Воронина он назначает своим советником по науке и отправляет в экспедицию к бесконечным руинам, чтобы узнать: существует ли антигород, враждебный существующему городу.
Роман настолько многогранен, что трактовать его можно как угодно. Я же понимаю его так: все тоталитарные режимы, любые эксперименты, построенные на насилии над людьми, обречены, и ни к чему хорошем не приведут.
Это начинает понимать и Воронин, который в конце концов оказывается в своей ленинградской квартире в 1951 году и видит на столе газету с портретом Сталина и славословиями в его адрес.
«Туманность Андромеды» в детстве меня очаровала. В первую очередь мне, как любому мальчишке 60-х гг., понравились описания межзвездных путешествий, опасные приключения космонавтов звездолёта «Тантра» на некоей железной планете. Но, что немаловажно, я был очарован коммунизмом.
Впервые на своей памяти я узнал о коммунизме в шесть лет (может слышал это слово и раньше, но не придавал значения). Когда прошел XXII съезд партии, нам воспитатели старшей группы детского сада объяснили, что через 20 лет мы будем жить при коммунизме. Из всего, что они нам рассказали, я понял одно: всё будет бесплатным. Мне эта идея очень понравилась, ведь в этом случае можно будет сколько угодно есть мороженого и не просить на это дело денежки у родителей. Впрочем, я подсчитал, что при коммунизме мне уже будет 26 лет, и я сам смогу на мороженое зарабатывать. Сей факт несколько омрачал красоту светлого будущего.
После прочтения «Туманности Андромеды» представление о коммунизме приобрело вполне реальные очертания. Человечество едино и нет никаких государств, а значит нет войн, армий, полиции и милиции, чиновников и бюрократов и т.д. Люди абсолютно свободны и могут делать всё, что им заблагорассудиться. При этом им в голову не приходит совершать какие-то вредоносные поступки, если не считать математика Бет Лона, погубившего ради эксперимента людей, за что он был отправлен на остров Забвения, где попытался изнасиловать местную девушку Онар.
Но главное – люди свободны от заботы о материальных благах, а потому заняты творчеством – наукой и искусством и покоряют космическое пространство. Лучшего будущего я и не мог пожелать, и оно превратилось в мечту, которая так и застряла в моей башке. Вот только вера, что она осуществиться с помощью страны, в которой я живу, с каждым годом тускнела, пока не погасла вовсе. Впрочем, в романе Ефремова и не подчеркивается, что коммунизм восторжествовал благодаря Советскому Союзу.
Сейчас, перечитав «Туманность Андромеды», я подумал, что по жанру это наполовину утопия, а наполовину – антиутопия. Не всё так уж и замечательно в этом коммунистическом раю. Там почему-то совсем нет спорта. О нём иногда вспоминают, как оставшейся в далёком прошлом варварской дикости. Из всех видов искусства упоминаются только музыка, танец, живопись и скульптура. Театр и кино, по всей видимости, вымерли, как и спорт. И причина в том, что в этом обществе совсем нет конкуренции, без которой спорт немыслим. А в основе любой драматургии лежит конфликт, а коммунизм бесконфликтен.
Кроме того жизнь в этом обществе излишне застандартизирована. Люди живут в скромных похожих друга на друга квартирах, но наслаждаются прогулками в парках и прочих общественных местах. Одеваются примерно одинаково. Да и тела и души их подогнаны под стандарт или, говоря иначе, под идеал. Они напрочь лишены даже таких малейших пороков, как ревность и честолюбие. Более того, исчезло остроумие, люди перестали шутить.
Между тем стандарт – это явление индустриального общества. В постиндустриальную эпоху начинается отход от стандартных многоэтажек, абсолютно одинаковых автомобилей (в любом автосалоне вам предложат на выбор цвет машины и набор опций) и прочих товаров. Новейшие технологии позволяют все более и более индивидуализировать одежду, жилье, технику.
И уж никак не подогнать под стандарт человеческую сущность. Люди когда-нибудь возможно станут менее жестокими, будут более уважительно относиться к чужой личности, но зависть, самолюбие, желание в чём-то превзойти другого никуда не денутся. И именно эти «пороки» двигают человечество вперёд.
А коммунистическое общество Ивана Ефремова практически не развивается, потому что развиваться ему некуда. Действие «Туманности Андромеды» происходит в Эру Великого Кольца, а «Часа Быка» примерно через тысячу лет в Эру Встретившихся Рук. Но на Земле практически ничего не изменилось, разве что появились сверхсветовые звездолёты. Наступил, по выражению Фрэнсиса Фукуямы, конец истории. Только американский социолог видел будущий мир вовсе не застывшим: «…те, кто остался неудовлетворенным, всегда будут иметь потенциал запустить историю заново». У Ефремова при коммунизме все удовлетворены всем, кроме научного познания, а потому такого потенциала в этом обществе нет. Есть только потенциал новых открытий, особенно в освоении космоса.
И всё-таки, я убеждён, такого рода утопии нужны. Они появились задолго до Ефремова, Маркса и даже Томаса Мора. Философ Платон описывает идеальное устройство общества в работе «Государство». Древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» изображает Золотой век человечества, который, правда, был в прошлом.
Может быть утопии – это тоска о потерянном рае, а возможно – осознание собственного и общественного несовершенства приводит к желанию хотя бы представить: какими бы мы могли быть. Вопрос только в том: а стоит ли к этому стремиться?
Опыт XX века показал, что нельзя воплотить утопию в жизнь с помощью революций, насилия и подавления человеческих свобод. Но могут быть и иные пути: развитие технологий, морали, интеграций, взаимное согласие, солидарность, альтруистическая любовь, о которой писал знаменитый социолог Питирим Сорокин.
В «Туманности Андромеды», кстати, только мимоходом говориться, что когда-то, в Эру Разобщённого Мира, были большие войны и революции. Но ничего подобного не происходило в Эру Мирового Воссоединения и в Эру Общего Труда.
Так что в своей «утопической» части роман Ивана Ефремова не так уж и утопичен. Не знаю, как другие, но я продолжаю жить мечтой о таком будущем нашего пока ещё плохо устроенного мира.
В одночасье всё не переменить, но зато можно двигаться в избранном (правильном) направлении, каждому в соответствии с собственным осознанным выбором. Государства делят Мир на части, бизнес объединяет Мир в единое целое. А поэтому между государством и бизнесом всегда противоречие. Выбирай верную сторону!
ЗЫ: Бизнес по ходу хоть что-то хорошее делает. А государство только грабит и жрёт...
Книжки это неплохо. Но это чужие мысли, чужой взгляд, сформированный чужим опытом, и далеко не всегда верный. Надо жить и думать, думать и жить. Самостоятельно :)
Вова, чтение книжек заставляет работать мозги, появляются собственные мысли. И у меня, и у тебя. Вот мы их и выразили.
Да! И копипастить, копипастит, копипастить....
А что? Очень хороший метод. Экономит время и силы. Люди диссертации копипесдят, а потом министрами работают. А когда компьютеров не было, были ножницы и клей. Нарежут бывало этак абзацев, наклеят на лист и машинистке с шоколадкой :)
Сначала шоколадка, потом цвяты, а затем "корпоратив" с шашлыками и люля-кебабъ...
Утопия это бред, и мечтать об утопии и думать можно только в бреду.
Энергия в данной точке пространства конечна и всегда кому то, чего то не будет хватать. Люди бывают умные и тупые. Соответственно богатые и бедные, работящие и ленивые, честные и лживые. Таков человек и у каждого индивида разные способы и стратегии выживания.
Хватит ужо бредить коммунизмами, набредились по самое не хочу.
Коммунизм строился на ошибке - фантастической идее, будто государство способно построить благосостояние общества. На деле главная функция государства - изъятие ресурсов из общества, затем потребление, а там уж что останется...
На мой взгляд коммунизм-то (в хрущевском формате) рано было строить, потому как развитой социализм ещё не достроили. Демагогия получается. Или волюнтаризм - согласно беспристрастному партейному осуждению...
Социализм, коммунизм, капитализм - просто выдумки "умников", причем вредные. Нету их и е было никогда. Есть жизнь со своими естественными законами развития и есть естественные перспективы. Ничего не надо сочинять. Надо просто слушать музыку Жизни :)
У ЖЫЗНИ есть и МУЗЫКА, и ЗАПАХ, и МИРОВО_ЗРЕНИЕ ,и МИРО_ОЩУЩЕНИЕ, но самое главное это ВКУС К ЖЫЗНИ, он дает всё вместе взятое. )))
Так учат ВЕ_ДА.
Коммунизм, как и любой общественный строй, построить невозможно. Никто ведь не строил рабовладельческое общество, феодализм и капитализм. Да и само это деление весьма условно. Современные политологи и социологи говорят об аграрном, индустриальном и постиндустриальном обществе. Тоффлер говорит о трёх волнах, а современное общество называет информационным. Поэтому будущий мир можно назвать постпостиндустриальным или постинформационным. Или ещё как-нибудь, но не коммунизмом.
Очень понравилось, спасибо Игорь.
Зачитался..... и задумался. О многом есть, что подумать.
Материальное ТЕЛО, УМ, РАзум, эго, ложное эго, вечная душа.- это части из которых состоит ЧЕЛОВЕК по ВЕ_ДА.
И у каждой части, своя функция, свои желания и свои способы удовлетворения....
От грубого до более тонкого.....
И удовлетворением грубого материального, не возможно удовлетворить более тонкое. Зато удовлетворение более тонкого, удовлетворяются и все более грубые.
В чем смысл жызни человека на планете земля? Разве не в САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ?
КО:МА:_САПИ- человек совершенный.
Всё же наши предки, создавшие ВЕ_ДА намного тоньше и глобальнее познали законы вселенной и энергий , чем мы, грубые и вечно неудовлетворенные материалисты. )))
Лично я прочёл "Час быка" будучи абитуриентом, т .е. в 74-м. Мы довольно бурно его обсуждали (вместо того, что бы к экзаменам готовиться). Сошлись на том, что это отличный антисоветский роман. Опыт подпольного чтения запрещённых книг уже имелся. И "Час быка" нас немного обескуражил. Почему его не только не запретили, но напечатали большим тиражом в советском издательстве? Ясность появилась совсем недавно. Оказывается, Ефремову покровительствовал КГБ в самом первом его лице. Из библиотек его всё же стали изымать, но ни автора не наказали, да и сам роман в списки запрещённой литературы не попал.
Как же не наказали, если автор раньше времяни помер при довольно странных обстоятельствах...
Мне очень нравится Ефремов как писатель, учёный, моряк, человек. За свои 64 года он прожил такую жизнь, сказать "раньше времени".... можно, если совсем ничего о нём не знать.
Уважаемый Виталий, не ведаю как там у вас, но у нас на Вятке уж который год функционирует своеобразное сообщество почитателей Его таланта: встречи, обсуждения, лектории, кинофильмы, вылазки на природу, есть группа ВКонтакте. И я там был, как говорится мёд-пиво пил, но видимо в башку не попало. Однако ж обстоятельства его смерти и в самом деле туманные - и это вовсе не моё утверждение...
Уважаемая Екатерина, по поводу смерти Ивана Ефремова пару лет назад появилось много публикаций. Везде ссылаются на жену писателя Таисию, которая говорит о том, что он умер ночью от очередного сердечного приступа. В этом случае никакой загадки нет. Раз уже были приступы, то были и серьезные проблемы с сердцем. Мой друг Леонид Чисталёв умер вообще в московском метро от инфаркта. Ему было всего 54 года. От сердечного приступа в том же возрасте внезапно скончался мой коллега Сергей Севрук, хотя у него даже не было до этого проблем со здоровьем (впрочем, накануне он перенес пневмонию, но полностью излечился). Сердце - такое дело, что отказать может по любому поводу. Особенно у мужчин.
Виталий, времена были не сталинские, за такой косвенно антисоветский роман уже не наказывали. Насколько мне известно, "Час быка" был издан только в журнальном варианте. Насчёт покровительства КГБ впервые слышу. Но пару лет назад появилось много публикаций по поводу обыска, который был проведён в квартире Ефремовых через месяц после смерти писателя. Вот пример:http://www.vsedela.ru/index.php?topic=2735.0 Или вот в "Комсомолке", падкой до сенсаций и желтизны: http://www.vsedela.ru/index.php?topic=2735.0
Игорь, я не фанат, но в своё время перечитал всё, что можно про Ефремова. Уж больно интересный человек! А книжку, изданную... году так... в 70-м издательством "Советская Россия" тиражом 50000 (это считалось "массовый тираж") читал как раз в абитуре. Каюсь... я её умыкнул нечаянно. Впрочем, у меня её тоже потом умыкнули:)) Купить "Час быка" в магазине да - это было не реально. В библиотеке получить - тоже. В жизни Ефремова, действительно, много... нет... не тёмных, а, скорее, светлых пятен. Лично моё мнение: был у него покровитель, имени которого мы не узнаем:)) Мне кажется, это был такой обаятельный и светлый человек, что даже у чекистов рука не поднималась. А по поводу смерти... Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Есенин, Маяковский... Каких только версий не выдвигалось! Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо. Хоть так напоминать:)
Виталий, по поводу его смерти стали много писать как раз в последние годы. Загадка не столько в смерти (если очередной сердечный приступ, то тут нечего гадать), а в обыске, который был устроен КГБ через месяц после его смерти. Про то, что "Час быка" был издан в 70-е отдельной книжкой, не знал. Помнил, что что-то говорили и передавали друг другу журналы. Почему-то в мои руки не попало, но я тогда и не интересовался особо. Прочитал в конце 80-х.
В 68-м. Кстати, иллюстрации у тебя именно из этой книжки в жёлтой обложке. Хорошие. А в обыске какая загадка? "Хвосты" подчищали:))
Приятно удивлён. Уж полдень, а на сайте никаких троллей и их срача. Так держать!
Наверное, деньги кончились... Вы держитесь там, тролли! Хорошего вам настроения :)
А что обсуждать то? Ваши копипасты?
А тут вроде и нет ничего интересней :)
Сказал и самому смешно стало.
Видишь, как хорошо? Это называется позитивное мировосприятие :)
https://www.youtube.com/watch?v=972I7QzUk_8
Который день Вася Сажин требует от модераторов удалять некоего " Кустоноида". Понятия не имею кто это и почему Васю так накрывает от его комментариев, но разве допустимо требовать цензуры? Если Васе кто -то не нравится, если ему кто -то неприятен, то пусть он сам и наводит порядок у себя в блоге. Что это ещё за новость, идти на поводу истеричного блогера.
Неужели так трудно понять, что мы, конечно же, пока ещё не Северная Корея, но уже вполне уверенно шагаем по страницам романов, описанных Игорем Бобраковым!?
Да всё мы давно поняли и уезжаем отсель потихоньку. Психологию толпы нам никакими книжками не переделать, мы это отлично понимаем.
Что-то очень медленно уезжаем... Впрочем, "товарищам интеллигентам" - это ведь не к Вам, так что зря клаву мучаете. Хотя... наверное... может быть Вы "и"?
Не к вам, Шахов, не к вам.