В странах, где прошла массовая автомобилизация, наличие водительского удостоверения постепенно превращается в атрибут статуса полноценного гражданина. Там, где она в начальной стадии - такое удостоверение символ привелегии. Россия, судя по всему, где-то посредине: права стали массовым явлением, однако еще можно быть нормальным гражданином, не имея их.
В то же время процесс закручивания гаек уже начался, приняв форму социального исключения из формирующегося полноценного гражданства. Основным критерием такого исключения в форме фактически пожизненного лишения прав стала наркотическая и алкогольная зависимость, к которым добавляются и определенные психические заболевания. Таким образом, болезнь превращается в фактор социального исключения, поскольку такое неполноценное гражданство в современном обществе влечет серьезные ограничения и на рынке труда, и в сфере досуга. Однако альтернативы тому исключению нет. На одной чаще весов право гражданина жить в соответствии с современными стандартами, частью которых становится пользование автомобилем, на другой - право окружающих на безопасность и жизнь.
Масштабы такого исключения в последние годы становятся весьма заметными. В 2011 году в стране прошла первая массовая компания, инициированная Генпрокуратурой РФ, по выявлению людей, стоящих на учете в наркологических и психиатрических диспансерах и имеющих диагноз «наркотическая и алкогольная зависимость», и аннулировании у них водительских «корочек». И тогда «прав» лишилось около 15 000 человек по всей стране. Всего же с 2011 по 2015 годы по искам прокуроров суды лишили водительских удостоверений свыше 55 тысяч граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией (МК. 21.-1.2017).
С водителями надо построже, не нужно с ними церемониться.
Лишать прав надо чаще и больше, без всяких сантиментов. Человеческие жизни важней!
Человеческие жизни без прав (рабские) не стоят и ломаного гроша.
Либерал-общественник ненавидит автомобилиста. Передвигается в основном на общественном транспорте, пешком или, на худой конец, на велосипеде.