Смысловая структура Дня народного единства является одним из проявлений консервативного поворота современной России. Не только Кремля, но и России как страны.
День народного единства чудесным образом и по календарю, и по мифологии совпал с православным праздником иконы Казанской божьей матери. Так светский общегосударственный праздник, миссией которого является демонстрация единства всех народов России, был надстроен на праздник православный. Это довольно символическая конструкция, отражающая место РПЦ в жизни Российской Федерации. Патриарх Кирилл, выступая в 2016 г., констатировал, что празднование Дня народного единства в день Казанской иконы Божьей Матери неслучайно и знаменует собой присутствие Царицы Небесной в нашей жизни. Он поздравил верующих с праздником, «который, — говоря его словами, — по промыслу Божию и по воле Пречистой Царицы Небесной стал государственным праздником России».
В православной мифологии иконе Казанской богоматери уделяется особое место. Считается, что она была «обретена» (найдена) в Казани 8 июля 1579 г. По православной легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и после ряда хитросплетений сюжета легенды икона действительно была найдена в указанном месте. Ей сразу же стали приписывать чудотворные функции.
В начале ноября 1612 г. польские и прочие иностранные отряды были изгнаны из Москвы русским ополчением, в котором была эта икона. Мифология не терпит сложностей, поэтому освобождение назначили на 22-го октября (4 ноября по новому стилю). В соответствии с логикой православного мышления это событие стало считаться чудесной победой, совершенной благодаря иконе Казанской богоматери. Вера в ее целительную и спасительную силу вышла на новый уровень. И тогда же в Москве начали два раза в год отмечать этот праздник: 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, а также 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.
Сначала это празднование совершалось лишь в Москве. Однако в 1648 г. случилось еще одно «чудо»: 22 октября, на праздник «чудотворныя иконы Казанския", «во время всенощного пения» у царя Алексея Михайловича родился сын — царевич Дмитрий. На радостях царь повелел отмечать этот праздник уже не только в Москве, но и по всей стране. Правда, царевич умер в младенчестве, однако праздник, обретший общегосударственный статус благодаря ему, сохранился вплоть до конца Российской империи.
До 1918 г. этот праздничный день в соответствии с законом от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» был неприсутственным, т.е, выходным. В этот день все люди шли в церкви, где проводились молитвы патриотической направленности, попутно верующие молились и свои частные интересы: здоровье близких и родных и т.п. Основным же элементом праздничного ритуала был крестный ход после литургии. Верующие с иконами в руках обходили вокруг своих населенных пунктов, полагая, что это должно защитить их от беды.
В советское время, когда церковь была отделена от государства, этот праздник утратил свой официальный характер и был ограничен масштабами мест, отведенных для отправления культа. Разумеется, крестные ходы с выходом на просторы городов ушли в прошлое.
В постсоветский период РПЦ была снова допущена в публичное пространство, что позволило этому празднику приобрести иную степень видимости и масштаб. Мифология, сформировавшаяся вокруг иконы, которой приписывается чудодейственная роль в разных битвах российского воинства (вплоть до сражений Великой Отечественной войны), оказалась удачным символом синтеза государственной власти и РПЦ. Крестные ходы вышли на центральные улицы городов страны.
С 2005 г., когда началось празднование Дня народного единства, этот сугубо церковный праздник оказался интегрированным в качестве одного из центральных ритуалов в контекст государственного празднования, хотя по понятным причинам данный аспект не выпячивается. Этот синтез подчеркивается и часто встречающимся участием высоких государственных чинов (особенно в регионах) в праздничной литургии.
Выбор точного дня празднования имеет мало аргументов в хронике исторических событий: 1 ноября (по новому стилю) был взят Китай-город, 5-6 ноября капитулировал Кремль. Если привязывать к последней дате, то это было бы на руку коммунистам, поскольку этот праздник слился бы с 7 ноября, но не для этого придумывали новый праздник. Поэтому якорем стал старый праздник иконы Казанской богоматери.
Хотя оригинал иконы давно утрачен, а его место заняли многочисленные копии, настоящие православные верят в их чудодейственную силу. Энергия этой веры в чудо собирает на праздновании в разных частях страны большие массы народа.
Когда Путин умрет, то умрет и этот государственный праздник, насажденный по воле рясоносцев церковников. И даже вспоминать не будут. Наверное многое поменяется в стране. Многое дурное, фальшивое и наносное смоет временем. Лишь бы на его место не пришел неадекватный шизик, повернутый на религии.
А если на его место придет неадекватный шизик, повернутый на атеизме? Будет лучше? Праздник "умрет" только в том случае, если его отменит "новая власть".
Надежда, в октябре 1917 в России власть захватили люди, с благословения которых свергли институт монархии, сносили храмы, уничтожали священников и и т.д. и т.п. Их можно назвать адекватными?
да